Уведомление о проведении инвентаризации

Самое важное на тему: "Уведомление о проведении инвентаризации". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Как проводится внеплановая инвентаризация

Инвентаризация представляет собой сопоставление фактического числа ТМЦ с числом, прописанным в бухгалтерских документах. Процедура может быть плановой и внеплановой. Вторая проводится при наличии некоторых обстоятельств.

Когда проводится внеплановая инвентаризация

Внеплановое мероприятие осуществляется обычно внезапно, вне ранее составленного плана. То есть ему не предшествует подготовка. Нужно это специально для обнаружения несоответствий. Инвентаризация требуется только в том случае, если присутствуют определенные обстоятельства. К примеру, это могут быть следующие условия:

  • Смена руководителя или материально-ответственного лица.
  • Предположительное хищение товарно-материальных ценностей.
  • Предстоит сформировать годовую финансовую отчетность.
  • Переоценка более 1/3 продукции или ценностей, находящихся под ответственностью материально ответственного лица.
  • Стихийные бедствия и ЧП, которые могли привести к утрате ТМЦ.

В законе не сказано, когда именно руководитель обязан назначать ВИ. Он может инициировать ее в любой момент, когда на это есть необходимость.

Цели проведения

Инвентаризация преследует эти цели:

  • Обнаружение фактического числа ТМЦ, ОС и прочих ценностей.
  • Сопоставление фактических показателей и значений, прописанных в документах.
  • Обнаружение ценностей, которые не задействованы в деятельности фирмы.
  • Контроль над надежным хранением ценностей.

К СВЕДЕНИЮ! ВИ может быть полной или выборочной. Первая подразумевает проверку всех активов. Выборочная, в свою очередь, предполагает проверку конкретного комплекса ценностей. Актуальна тогда, когда известно о проблемах с конкретной группой активов.

[1]

Отличия от плановой инвентаризации

Дата проведения плановой процедуры известна заранее. Она проводится в любом случае, вне зависимости от обстоятельств. Внеплановая инвентаризация организуется тогда, когда на то есть причины. Дата ее не известна. Она может проводиться с любой периодичностью.

Особенности проведения

Перед началом процедуры материально ответственные сотрудники составляют расписки. В них отражается, что на дату инвентаризации все отчеты были оформлены. Также нужно составить приказ. Он устанавливает следующие положения инвентаризации:

  • Состав комиссии, которая будет заниматься инвентаризацией.
  • Сроки проведения.
  • Место проверки.

Приказ нужно зарегистрировать в книге контроля. Этот документ является основанием для выполнения инвентаризации. Составляется он по форме ИНВ-22, утвержденной Госкомстатом №88 от 18 августа 1998 года. Документ можно составить по унифицированной форме, однако также допускается свободная форма.

ВАЖНО! Без приказа инвентаризация не будет правомерной.

Содержание приказа о внеплановой инвентаризации

Приказ содержит эту информацию:

  • Название места, где будет проводиться инвентаризация. Это может быть наименование фирмы или структурного подразделения.
  • Дату и номер документа.
  • Название проверяемых ценностей и обязательств. К примеру, активы, расположенные на складе №1.
  • Сведения о комиссии, которая будет проводить инвентаризацию. В частности, указываются председатель комиссии и ее участники. При ее формировании нужно опираться на приказ Минфина №49 от 13 июня 1995 года. В приказе указано, что в состав комиссии могут входить работники организации и независимые аудиторы.
  • Даты начала и завершения процедуры, сроки сдачи итогов инвентаризации. Результаты нужно сдавать в бухгалтерский отдел. За соблюдение сроков отвечает председатель комиссии. Он обязан визировать проходные и расходные бумаги, на базе которых выполняется учет собственности и обязательств.
  • Причины назначения инвентаризации.
  • Подпись руководителя фирмы или лица с соответствующими полномочиями.

То есть в приказе указывается вся необходимая информация.

Правила проведения внеплановой инвентаризации

В пункте 2.8 приказа Минфина №49 указано, что процедура должна выполняться при присутствии материально ответственного лица. Он проставляет свою подпись на документе. Она подтверждает ознакомление с содержанием бумаги. Процедура проводится в соответствующем порядке:

  1. Издание приказа руководителя об инициировании процедуры. Документ является распоряжением, на базе которого проводится инвентаризация.
  2. На базе приказа комиссия начинает свою работу. Ее сроки должны соответствовать тем срокам, которые указаны в документах.

ВАЖНО! За финансово ответственными лицами закреплены проверяемые активы. Однако они не могут входить в комиссию, но должны присутствовать при мероприятии.

К СВЕДЕНИЮ! О дате и времени внеплановых инвентаризаций уведомляют только участников комиссии.

В период процедуры должностное лицо не может вмешиваться в деятельность комиссии. Строго воспрещается создавать ей помехи к работе.

Документирование итогов

Инвентаризация осуществляется по описям специальной ведомости, утвержденной в соответствии с формами Госстандарта. Ее итоги устанавливаются по обособленному акту. Он подписывается участниками комиссии и ответственного лица. Ведомости и акты оформляются в двух экземплярах. Один крепится к плану, а второй – передается лицу, ответственному за проверяемый склад.

Описи по ведомости нужно заполнять шариковыми ручками. Исключены помарки и подчистки. Если в документе содержатся исправления, их нужно утвердить. То есть под правками ставятся подписи участников комиссии.

Итоги внеплановой инвентаризации

На основании итогов мероприятия можно прийти к этим выводам:

  • Соответствие фактического количества ценностей тому, что указанно в документах. Наличие всех приходно-расходных бумаг на продукцию.
  • Продукция не соответствует информации, содержащейся в документах.

Вне зависимости от выводов, нужно утвердить мнение комиссии в описи. Полная информация о продукции прописывается в акте. Участники комиссии обладают ограниченными полномочиями. В частности, они могут только зафиксировать наличие или отсутствие ценностей.

Дальнейшие действия

Об итогах инвентаризации нужно сообщить руководителю компании. Если продукция не соответствует сведениям, указанным в документах, инициируется локальное расследование. По его итогам принимаются эти решения:

  • Дополнительная проверка по итогам процедуры. Нужно установить сроки для ликвидации всех найденных несоответствий.
  • Меры по возврату активов, недостаток которых обнаружился во время мероприятия.
  • Документы, полученные в ходе инвентаризации, идут в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения преступного деяния и установления виновных лиц.

Конкретные решения зависят от результатов. Если никаких ошибок не обнаружено, то и делать ничего не нужно. Если же найдены несовпадения, нужно выявить причину их появления. К примеру, это могут быть ЧП, катаклизмы, воровство, действия недобросовестного лица. То есть в ситуации могут как быть виновные лица, так и не быть. В первом случае виновники ищутся или силами самого предприятия, или с помощью полиции.

Составляем акты о результатах инвентаризации

В реальной экономике не все владельцы бизнеса и просто руководители организаций задумываются о необходимости проведения инвентаризации имущества и обязательств предприятия в своих интересах или в соответствии с требованиями законодательства. Поскольку за непроведение обязательных контрольных мероприятий штраф не предусмотрен, многие, особенно малые предприятия, зачастую ее не проводят. Такие действия напрямую противоречат позиции государства, которое обязывает все хозяйствующие субъекты осуществлять учет и контроль достоверности бухгалтерской отчетности, что невозможно без внутренних контрольных мероприятий.

Читайте так же:  Характеристика с университета на работу

Основными нормативными документами, определяющими порядок проведения инвентаризации, являются:

  1. Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н (положение по ведению бухучета).
  3. Приказ Минфина от 13.06.1995 № 49 (методические указания по сличению имущества и обязательств).

Процедура определения фактического наличия объектов с сопоставимыми данными не очень популярна из-за трудоемкости и сложности процесса, но позволяет:

  • объективно оценить порядок учета и хранения имущества;
  • выявить возможные хищения и нарушения в учете;
  • установить причины возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
  • контролировать процесс управления активами, обязательствами и т.д.

Условие проведения: обязательное и инициативное

Регламент проведения определяется самим хозяйствующим субъектом, за исключением случаев, когда проведение такой проверки является обязательным. Случаи проведения обязательной проверки приводятся, например, в п. 27 Приказа Минфина № 34н. Так, в обязательном порядке состав и стоимость активов и задолженностей компании следует проверить:

  • перед началом подготовки годовой бухгалтерской отчетности;
  • в случаях хищения или порчи имущества, подозрений на злоупотребления;
  • при смене материально-ответственного лица (далее — МОЛ);
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и другие случаи форс-мажора) и т.д.

Для подтверждения сохранности имущества, а также для сверки фактического наличия с данными, отраженными в учете, руководство организации может в любой момент инициировать проведение мониторинга в интересах собственника. Особенно актуально это для производственных и торговых компаний, случаи хищения на которых, к сожалению, не редки.

Объекты, подлежащие проверке

При проведении сличения данных может анализироваться наличие абсолютно разных активов и обязательств компании. Вот наиболее распространенные объекты (обязательства):

  • основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспорта, инвентарь и т.п.);
  • нематериальные активы (исключительные права на программные продукты, товарные знаки и т.п.);
  • товары;
  • комплектующие и материалы;
  • продукция;
  • денежные средства (наличные, на счетах в кредитных организациях);
  • размер и сроки задолженностей и обязательств.

За сохранность материальных объектов отвечают МОЛ: кладовщики на складах, кассиры, прочие ответственные лица. С такими работниками при приеме на работу подписывают договор о полной материальной ответственности за вверенное им имущество.

Порядок проведения

Решение о проведении сличения данных в любом случае принимает руководство организации. Это решение оформляется приказом, где указывается информация о проводимой проверке:

  • объекты;
  • сроки;
  • участок (дислокация);
  • участники инвентаризационной комиссии;
  • председатель.

Бланк приказа можно скачать ниже.

Перед началом проверки МОЛ передают в бухгалтерию расписку о том, что все документы, подтверждающие приход и расход вверенного им имущества, переданы полностью (пункт 2.4 Приказа Минфина № 49). В процессе проведения составляются инвентаризационные описи, которые затем передаются в бухгалтерию для сверки фактических данных с учетными.
При обнаружении расхождений между фактическими и учетными данными выявляются причины расхождений. К ним могут относиться:

  • пересортица товаров;
  • не списанный своевременно брак;
  • отклонения от технологических норм списания (при нормативном методе учета);
  • ошибки при принятии и списании с учета;
  • хищения, в т.ч. кражи.

По итогам проверки принимается решение об учете выявленных недостач, излишков. Выявленные излишки принимаются на учет, а недостачи либо взыскиваются с виновных лиц, либо, при невозможности списать с виновных, списываются на убытки.

Документальное оформление результатов проверки

В процессе проведения проверки фактического наличия объектов (обязательств) составляются документы контроля, различающиеся в зависимости от объекта. Организация вправе самостоятельно разработать формы документов контроля либо применять унифицированные формы, утвержденные Постановлением 88 Госкомстата.

[2]

  • инвентаризационными описями, где отражается фактическое наличие и количество;
  • сличительными ведомостями, где указываются расхождения между фактом и учетными данными.

Контроль ТМЦ, основных и денежных средств

Наличные денежные средства рекомендуется инвентаризировать чаще, в случае значительного движения средств. Для этого используется бланк акта проверки денежных средств в кассе.

Скачать бланк — акт инвентаризации кассы можно в приложении к статье. Там же — образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств.

Контроль задолженности

Проверка обязательств проводится для определения текущей, просроченной задолженности, задолженности, нереальной к взысканию, среди:

  • покупателей и поставщиков;
  • кредиторов (дебиторов) и прочих лиц.

Результаты оформляются в письменном виде — см. Образец акта инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Подробнее о нереальной к взысканию задолженности ликвидированных контрагентов, а также задолженности, по которой истек срок исковой давности, можно прочитать в ответе Минфина.

Контроль нематериальных активов

Происходит с оформлением формы ИНВ 1-а. Если будут выявлены расхождения по результатам проверки, составляется сличительная ведомость ИНВ-18.

Завершение

Для фиксации итогов контрольных проверок правильности проведения мониторинга оформляют отчет о результатах. Чтобы узнать правила его заполнения — см. Образец заполнения акта о результатах инвентаризации.

Унифицированная форма № ИНВ-22 — скачать бланк и образец

Значение формы ИНВ-22

Форма ИНВ-22 — это бланк решения руководителя фирмы о проведении инвентаризации, разработанный Госкомстатом РФ (постановление от 18.08.1998 № 88). В него включены поля для указания всех данных, необходимых для выполнения действий по инвентаризации:

  • место проведения;
  • объект инвентаризации;
  • причины данного мероприятия;
  • состав комиссии;
  • даты проведения и завершения.

Форма ИНВ-22 идеально подходит для оформления распоряжений о проведении разовой инвентаризации при смене материально-ответственного лица, контрольной проверке, выявлении недостачи. Приказ об инвентаризации имущества и обязательств перед годовой отчетностью из-за его большого объема лучше составлять в виде отдельного сводного документа без использования формы ИНВ-22, но включив в него те же необходимые исходные данные.

В крупных фирмах могут издаваться отдельные приказы об инвентаризации каждого вида имущества. Например, при большом количестве складов для каждого из них будет отдельный приказ об инвентаризации ТМЦ с назначением разных комиссий при одних и тех же сроках и причинах.

Читайте так же:  По какой причине можно поменять паспорт

Об организации инвентаризации имущества и обязательств в конце года читайте в материале «Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью».

Как заполнить форму ИНВ-22

Подсказки по заполнению формы ИНВ-22 содержатся в расшифровках под соответствующими строками. Это делает процесс оформления формы ИНВ-22 очень простым и понятным.

Подписанный руководителем фирмы приказ передается председателю инвентаризационной комиссии, для которого он является руководством к действию.

Образец заполнения формы ИНВ-22, доступный для скачивания, есть на нашем сайте.

О том, как результаты инвентаризации отразятся в бухучете, читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Где найти форму ИНВ-22

Бланк унифицированной формы ИНВ-22 скачать можно на нашем сайте.

Акт о результатах инвентаризации. Форма 0504835

Согласно Приказу Минфина от 30 марта 2015 года №52н инвентаризационный процесс происходит во всех организациях по определенному алгоритму. Результатом этой деятельности становится ряд документов. Главный из них, завершающий и подводящий итоги, – акт о результатах инвентаризации.

Механизм прохождения

Начинается все с приказа руководителя (формы ИНВ-22) о начале прохождения этой процедуры. Выбирается комиссия. Она может состоять как из руководителей учреждения, так и из привлеченных аудиторов или простых сотрудников компании, специалистов по измерениям чего-либо и пр.

Каждое материально ответственное лицо предварительно составляет расписку в том, что материальные ценности, находящиеся под его контролем, классифицированы, а затем списаны либо оприходованы (и переданы для инвентаризации). Сотрудники делают это согласно п. 2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49.

Комиссия приступает к процессу в назначенный день. Все лица, которые перечислены в приказе, должны при этом присутствовать, иначе всё мероприятие может быть признано недействительным со всеми вытекающими последствиями.

Элементы документа

Бумага основывается на данных сличительных ведомостей (описей) и состоит их трех частей:

    Шапка документа. Включает код ОКУД, число заполнения, название учреждения.

  • Тело акта. В нем содержатся данные о членах комиссии, непосредственно учтенных объектах, сроках.
  • Заключительная часть. В ней указаны подписи каждого из членов комиссии с расшифровкой и указанием занимаемых должностей.
  • Важный момент! Ведомость расхождений формы 0504835 составляется только при том варианте развития событий, если были обнаружены какие-либо излишки или недостача. При полном соответствии нужды в составлении ведомости нет.

    Какие активы (ценности) инвентаризируются

    Каждая разновидность ценностей предполагает составление акта соответствующей формы. Это описано в пункте 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98. Итак, выделяют:

    • Основные средства. Акт будет составлен по форме ИНВ-1.
    • Товары. ИНВ-3.
    • Нематериальные активы. Товарные знаки, программы и пр. ИНВ-1а.
    • Материалы, отдельные элементы товаров.
    • Деньги. Как наличные, так и размещенные на банковских депозитных счетах.
    • Долговое содержимое учреждения.

    За каждую единицу, подлежащую проверке, отвечает назначенное материально ответственное лицо (МОЛ). Обычно сотрудник берет на себя обязательства материальной ответственности, устраиваясь на работу и заключая соответствующий договор.

    Принципиально важно! Информация о фактическом состоянии материальных и других средств заносится в акт минимум в 2 экземплярах.

    Члены комиссии могут использовать все доступные способы (оговоренные в Методических рекомендациях), которые дают информацию о проверяемых объектах, их количестве и качестве.

    Причины расхождений

    Если фактическое наличие объектов при подсчете не совпадает с документально зафиксированным, то причиной этому может быть:

    • Бракованная продукция, которую вовремя не списали.
    • Пересортица.
    • При нормативном методе учета – погрешности при соблюдении технологических норм списания.
    • Допущение ошибок при принятии на учет либо списании.
    • Кражи.

    В каждом конкретном случае при расхождении следует составлять ведомость расхождений и принимать меры по приведению в соответствие реальной и документальной информации.

    Сопутствующие документы

    Бумага не будет иметь силу без:

    • Приказа руководства о начале формирования комиссии. В нем подробно прописаны объекты проверки, дата (или даты начала и окончания), место и участвующие лица.
    • Инвентаризационной описи. Подробности по каждой позиции никогда не будут лишними.
    • Сличительной ведомости. Она является своеобразным приложением к предыдущему документу.

    Кем утверждается, где регистрируется

    Помимо подписи состава комиссии, акт обязательно должен «закрепить» своей подписью руководитель организации. Приказ, который содержит список членов комиссии, обязательно заносится в специальную книгу контроля за выполнением приказов учреждения.

    Если в учреждении маленький штат и небольшое количество материальных и других ценностей, участвующих в деятельности, то допускается использование присутствующей ревизионной комиссии.

    Если допущена ошибка

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Исправления в уже составленной бумаге допустимы, но они производятся особым образом. Неверные данные зачеркиваются, а над ними пишутся верные. Потом каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо должны поставить рядом с этим исправлением свою подпись в знак того, что они в курсе и согласны с исправлением.

    Недопустимо оставлять какие-либо строки документа пустыми. Если бумага содержит больше строк, чем нужно, то лишние после завершения процесса зачеркиваются.

    В случае длительных проверок

    Если комиссия работает с перерывами (ночь, обед и пр.), то вся документация во время ее отсутствия должна быть заперта в сейф или шкаф без возможности постороннего доступа. Помещение, в котором проходил процесс и должен продолжаться, обычно опечатывают на ночное время суток.

    Инвентаризация сама по себе – форма контроля. Но после её окончания возможно проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Состав участников при этом может лишь расшириться.

    Начинать такую проверку можно строго до срыва печатей с помещения, где проводился первичный учёт ресурсов.

    Итоги специальных контрольных проверок бывают оформлены в виде акта о контрольной проверке правильности проведения (ф ИНВ-24) и подлежат регистрации в книге учета контрольных проверок правильности проведения процесса.

    Также в больших учреждениях могут проводиться внеплановые мероприятия, связанные с выборочным учетом материальных ценностей. Что касается сроков, то проверка реализуется в любой период по усмотрению руководителя.

    Где отражаются расхождения

    Бухучет обязан содержать данные обо всех видах проверок. Причем отчетный период должен включать дату (или даты) инвентаризации, проходившей в это время.

    Помимо составления ведомости расхождений по результатам инвентаризации, понадобится ещё занесение документа в общий бухучет в программе 1С.

    Проведение инвентаризации без материально ответственного лица

    Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели вопрос о том, возможно ли проведение инвентаризации без участия материально ответственного лица, по причине невозможности продолжения им работы, например, в силу наличия проблем со здоровьем (инвалидность), или увольнения

    Читайте так же:  Какую роспись можно придумать на паспорт

    Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

    Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания). Согласно п. 1.5 Методических указаний проведение инвентаризации обязательно в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) (смотрите также письмо Минфина России от 13.01.2015 № 02-06-10/70).

    Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия (или несколько таких комиссий), персональный состав которых утверждает руководитель организации (п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний). Абзацем четвертым п. 2.3 Методических указаний предусмотрено, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

    Проведение инвентаризации без материально ответственного лица возможно

    Методические указания не предусматривают включение в инвентаризационную комиссию материально ответственных лиц. Более того, из положений п. 2.10 этих Указаний следует, что материально ответственные лица не являются членами инвентаризационной комиссии. Поэтому отсутствие материально ответственных лиц не является безусловным основанием для признания недействительными результатов инвентаризации. Тем не менее их участие при проверке фактического наличия имущества обязательно. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества (п.п. 2.8, 2.10 Методических указаний).

    По нашему мнению, в подобных случаях обязательная инвентаризация может быть проведена соответствующей комиссией без участия материально ответственного лица в порядке, установленном руководителем организации, так как в противном случае нормальная хозяйственная деятельности организации может быть приостановлена и будет нарушено требование законодательства об обязательном проведении инвентаризации.

    Принципиальная возможность проведения инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица косвенно подтверждается и содержанием примечания к п. 6.3 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденных приказом Минторга СССР от 19.08.1982 № 169. Данная норма предписывает в том случае, если по состоянию здоровья или другим причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, производить передачу ценностей комиссией в установленном порядке (этот нормативный акт не отменен и действует в части, не противоречащей законодательству РФ). На наш взгляд, эта приведенная выше норма может применяться по аналогии не только в торговле.

    Таким образом, в случае если присутствие материально ответственного работника при инвентаризации невозможно в силу каких-либо объективных причин, само по себе это не препятствует проведению инвентаризации.

    Документальное оформление проведения инвентаризации без МОЛ

    Независимо от причин отсутствия работника ему необходимо в письменной форме предложить присутствовать при проведении инвентаризации и обеспечить наличие доказательств получения работником данного письменного уведомления (личная подпись, уведомление о вручении в случае направления письма и т.д.).

    [3]

    Если работник откажется принять участие в инвентаризации или не ответит на уведомление (уклонится от его получения), в инвентаризационных актах (описях) необходимо сделать отметку о причинах отсутствия работника (болезни, с приложением копии больничного листа, если он будет предоставлен) и о факте его письменного уведомления и заверить эту отметку подписями членов инвентаризационной комиссии. К проведению инвентаризации в этом случае также можно привлечь свидетелей, не являющихся членами инвентаризационной комиссии, которые впоследствии своими подписями могут подтвердить проведение инвентаризации и факты, выявленные при ее проведении.

    Кроме того, представляется целесообразным утвердить в локальном нормативном акте организации (ст. 8 ТК РФ) специальные положения о порядке проведения и отражения результатов инвентаризации в «нештатных» случаях (болезнь, смерть, увольнение по собственному желанию без обязательной «отработки» и т.д.).

    Безусловно, неучастие материально ответственного лица в проведении инвентаризации может затруднить работодателю возмещение материального ущерба, причиненного по вине этого работника (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10.05.2012 по делу № 11-2696/12). Вместе с тем из некоторых судебных актов следует, что при условии надлежащего уведомления организацией материально ответственного лица о проведении инвентаризации отсутствие такого сотрудника при ее проведении само по себе не рассматривается как нарушение порядка проведения инвентаризации (определение СК по гражданским делам Верховного Суда УР от 08.02.2012 по делу № 33-318). То есть в подобной ситуации важно обеспечить документальное подтверждение того, что работник уведомлялся о проведении инвентаризации и ему предлагалось принять в ней участие (смотрите, в частности, кассационное определение Пермского краевого суда от 08.11.2011 по делу № 33-11188/2011).

    О проведении инвентаризации

    Уважаемые коллеги!

    Руководство МПГУ информирует вас о том, что начиная с 1 октября 2018 года в университете будет проводиться инвентаризация имущества, числящегося на балансе по состоянию на 1 октября 2018 года.

    Всем материально ответственным лицам, до начала проведения инвентаризации, необходимо провести подготовительные работы: определить место нахождения вверенного имущества, проверить наличие штрих кодов или инвентарных номеров на объектах основных средств.

    На личное имущество работников, используемое при выполнении служебных обязанностей, должно быть оформлено соглашение (Договор о передаче во временное пользование) с целью исключения излишков.

    В случае не предъявления материально ответственным лицом членам комиссии имущества, указанного в инвентаризационной описи, оно будет отнесено на недостачу. Имущество, на котором отсутствует инвентарный номер и не представлен договор о предоставлении во временное пользование, будет оприходовано как излишек.

    Проректорам, руководителям структурных подразделений и материально ответственным лицам следует обеспечить доступ инвентаризационной комиссии во все помещения и ко всем объектам МПГУ.

    О дате инвентаризации имущества и обязательств

    Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете 1 .

    Читайте так же:  Наследники внуки по праву представления

    Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации 2 . Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами 3 .

    В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

    Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете 5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.

    Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».

    Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.

    По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.

    Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно 6 .

    Сроки инвентаризации

    Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.

    Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 7 .

    На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.

    В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.

    С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.

    В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием 8 , новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества 9 . При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).

    С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.

    В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса 10 .

    В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.

    В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»

    Таких оснований нет.

    Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).

    Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.

    Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.

    Читайте так же:  Правила установки пломб на счетчик воды

    Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).

    В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.

    И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!

    Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год 11 .

    На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

    Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01

    Инвентаризация обязательств
    В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяется аудируемым лицом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
    В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 2 статьи 12 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно этому пункту обязательно проведение инвентаризации обязательств организации перед составлением бухгалтерской отчетности.
    Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно».

    Поскольку в ходе сверки расчетов со всеми контрагентами мы теоретически можем получить любой результат (актив или обязательство), из сказанного выше следует, что такую сверку следует проводить на 31 декабря отчетного года.

    На практике это означает, что в декабре отчетного года компания организует работу с контрагентами по сверке расчетов (рассылает запросы), в январе — феврале следующего года подводит ее итоги (получает ответы и оформляет унифицированную форму ИНВ 17 12 ).

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация 13 .

    Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 7/98 14 к событиям после отчетной даты относятся, в частности, события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

    Пунктом 6 указанного ПБУ установлено, что существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

    Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

    Что касается порядка отражения в учете несущественных событий после отчетной даты, то в данном ПБУ он не определен.

    Поэтому, на наш взгляд, организация вправе принять решение об их отражении также заключительными оборотами отчетного года.

    Следовательно, выявленные в ходе инвентаризации обязательств на 31 декабря отчетного года отклонения подлежат отражению заключительными оборотами отчетного года.

    Обязательная инвентаризация — 2013
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2010 года № 402 ФЗ содержит требование об инвентаризации активов и обязательств. Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сноски:
    1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
    2 ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
    3 ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
    4 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение)
    5 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)
    6 ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ
    7 п. 27 Положения
    8 ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ и далее по тексту
    9 п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ
    10 ст. 128 ГК РФ
    11 приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01
    12 утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
    13 п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ
    14 утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н

    Источники


    1. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

    2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

    3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
    4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
    5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
    Уведомление о проведении инвентаризации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here