Условия труда учителя начальных классов

Самое важное на тему: "Условия труда учителя начальных классов". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Обеспечение благоприятных эргономико-педагогических условий труда учащихся

Оптимизация факторов учебной среды способствует совершенствованию условий труда учащихся и учителей.

Условия труда — совокупность производственных, экономических, социальных и других факторов трудовой среды, которые влияют на здоровье я и работоспособность человека в процессе труда.

На современном этапе исторического развития общества в сфере образования и воспитания используют понятие «эргономико-педагогические условия труда».

Эргономико-педагогические условия труда — совокупность специфических факторов, влияющих на объем и продолжительность учебно-информационного, психофизиологического и эмоциональной нагрузки в процессе учебно-воспитательной деятельности учителей и учеников.

[1]

Сущность этого понятия более конкретизирована по сравнению с общим определением условий труда, речь идет не только об учебном процессе, но и нагрузки на психофизиологическую сферу участников образовательного процесса.

Педагогическая эргономика сосредоточена на оптимизации условий труда школьников, поскольку от их качества зависит здоровье учащихся, заинтересованность и способность усваивать учебный материал. Значительное влияние на формирование и поддержание качества условий обучения школьников могут осуществлять учителя.

В педагогической эргономике выделяют следующие условия труда: санитарно-гигиенические, методические, психофизиологические и эстетические.

Санитарно-гигиенические условия труда

Они охватывают такие элементы:

— освещение (естественное, искусственное);

— микроклимат (физические параметры: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха; ионизация, химический состав воздуха);

— звуковое наполнение (шум).

Человек может переносить умеренные изменения внешних условий без заметного ухудшения своей работоспособности, поскольку ее организм благодаря механизмам саморегуляции способен поддерживать состояние жизнедеятельности на определенном оптимальном уровне (гомеостаз). Однако часто изменения внешних условий могут превышать возможности регуляционных механизмов, в результате чего нарушается деятельность центральной нервной системы, органов чувств, мышц, желез, что вызывает ухудшение психофизиологических показателей человека. С целью профилактики таких нежелательных последствий к учебному среды предъявляют санитарно-гигиенические требования, соблюдение которых снижает или даже полностью исключает негативное влияние на школьников и учителей.

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учащихся. Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, а следовательно, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Школьное освещение устраивают с соблюдением следующих критериев:

— равномерность во времени и пространстве;

— отсутствие теней на рабочем месте и вероятности ослепления;

— избежание перегрева помещения.

Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение.

1. Естественное освещение. Оно является лучшим за биологическими свойствами для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения естественное освещение тоже нормируют, придерживаясь таких требований:

а) окна классов, кабинетов и лабораторий (кроме кабинетов черчения и рисования) ориентируют на юг, юго-восток или восток, при необходимости применяют солнцезащитные устройства. Рекомендуется двустороннее освещение гимнастического зала с запада и востока;

б) для максимально длительного проникновения солнечных лучей в помещение окна должны быть вытянутыми в горизонтальном направлении и расположенными как можно ближе к потолку, а от пола — на высоте 75-80 см;

в) окна должны иметь достаточные размеры и качественное стекло (показатель светопропускания не менее 80%), а межоконные промежутки не должны превышать ЗО-50 см.

Гигиеническую оценку естественного освещения определяют комплексом показателей: коэффициентом естественного освещения, световым коэффициентом, углом светового отверстия, углом падения света, коэффициентом заглубления.

Коэффициент естественного освещения (КПО) — это отношение освещенности (в люксах) горизонтальной поверхности на рабочем месте к освещенности рассеянным светом горизонтальной поверхности вне здания, выраженное в процентах (для учебных помещений не менее 1,25-1,50% ).

Световой коэффициент — это отношение общей площади застекленной поверхности окон к площади пола в помещении (в учебных помещениях — более 0,20; в жилых комнатах — более 0,12).

Угол светового проема — угол, под которым видно небо с точки на рабочем месте (не менее 5°). Этот показатель зависит от зоны разрыва, то есть расстояния между окнами и объектами, которые заслоняют свет (дома, деревья и тому подобное). Зона разрыва должна составлять 2-3 высоты затуляючого объекта.

Угол падения света — угол в вертикальной плоскости, под которым видно остекленную площадь окна с точки на рабочем месте (не менее 27°).

Коэффициент заглубления — отношение высоты верхнего края окна от пола до глубины (ширины) помещения (не менее 0,5).

2. Искусственное освещение. Им пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение имеет недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетовой и некоторых других составляющих спектра.

В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы, минимальная санитарная норма освещения обычного учебного места которых составляет 300 люксов, а в кабинетах черчения и рисования — 400 люксов. Общая мощность всех люминесцентных ламп в классе должно быть не меньше 1200 Вт. С целью продления срока годности люминесцентных ламп не рекомендуется выключать их во время перерывов, потому что частое выключение и включение приводит к повреждениям. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно. При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают в зависимости от интенсивности естественного освещения. Использование открытых ламп (без светильников) запрещено, так как это вызывает головную боль и быструю усталость (рис. 2.2).

Охрана труда и техника безопасности в школе

Должностная инструкция
учителя начальных классов

1. Общие положения должностной инструкции

1.6. Учитель должен знать правила, нормы и требования охраны труда, данную должностную инструкцию учителя начальных классов по ФГОС, строго соблюдать инструкцию по охране труда учителя начальных классов школы, требования пожарной безопасности и личной гигиены.
1.7.

1.8. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.9. Учитель начальных классов должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

Читайте так же:  Как обозначается перекресток на дорогах

2. Функции учителя начальных классов

2.1. Обучение и воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.
2.2. Формирование умений и навыков согласно образовательной программе отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, развитие способностей ребенка, в том числе творческих.
2.3. Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности во время занятий, на переменах, внеклассных и воспитательных мероприятиях, обеспечение должного контроля за выполнением учащимися инструкций по охране труда и правил поведения в школе.
2.4. Организация внеурочной занятости обучающихся, исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

3. Должностные обязанности учителя начальных классов

  • ежедневно все классные и домашние работы обучающихся;
  • к следующему уроку контрольные диктанты и контрольные работы по математике с обязательным проведением работы над ошибками.
  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать время продолжительности уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащихся с уроков или не пускать на урок;
  • использовать в учебной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещении или на территории школы.

4. Права учителя начальных классов

4.1. Учитель начальных классов пользуется правами, предусмотренными ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя начальных классов школы.
4.2.

5. Ответственность учителя начальных классов

5.2. В случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения без уважительных причин Устава учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора школы и иных локальных нормативных актов учитель начальных классов подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п.2 ТК РФ.
5.4. За причинение школе или участникам образовательного процесса без уважительных причин материального ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей – несет ответственность в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Должностную инструкцию учителя начальных классов разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

Основные факторы риска труда учителя

Тяпкина Альбина Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных

Ковригина Татьяна Руфимовна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Ярославль

В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.

В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций[3].

Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.

В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей.

[2]

Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:

— повышенное психо-эмоциональное напряжение;

— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

— преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;

— большой объем интенсивной зрительной работы;

[3]

— высокая плотность эпидемических контактов.

Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [1].

Исследование влияния различных факторов на состояние здоровья педагогов проводилось в течение нескольких лет среди учителей старшего звена средней общеобразовательной школы № 26 города Рыбинска и основной общеобразовательной школы деревни Миглино Большесельского района (Ярославская область). Было обследовано 30 человек: женщины в возрасте от 26 до 46 лет со стажем работы от 2-х до 25-ти лет. Основными методами исследования были анкетирование и тестирование.

Результаты исследования оказались следующими. При ответе на вопрос «Обнаруживаете ли Вы у себя признаки стресса?» выяснилось, что подавляющее большинство исследуемых — 80°/о (15 городских и 9 сельских учителей) обнаруживают у себя признаки стресса. Результаты определения уровня профессионального стресса представлены на рисунке № 1. Возможной причиной того, что все опрошенные учителя городской школы обнаруживают у себя признаки стресса, является напряженный ритм городской жизни. У 6°/о обследуемых стресс представляет собой главную проблему. Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37°/о опрошенных учителей (8 — сельских, 3- городских). При изучении психологического здоровья учителя (рис. 2) выяснилось следующее: у 26°/о педагогов (6 сельских и 2 городских) признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет, риск срыва низкий. У 57°/о учителей (9 сельских и 8 городских) имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если им не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов (5 человек из городской школы) имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.

Читайте так же:  Основные причины аннулирования дарственной на имущество

Большинство учителей (80% — 13 городских и 11 сельских) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. 18% учителей (1 городской и 4 сельских) имеют низкий уровень тревоги . 2% (учителя городской школы) – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги. Подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания.

При анализе полученных результатов нами была обнаружена

положительная корреляционная зависимость (р

Рис. 1. Результаты анкеты «Шкала профессионального стресса».

Факторы риска труда учителя

ЛЕКЦИЯ 8

ТЕМА 7.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГОВ.

Учебные вопросы:

Учебные вопросы мин
Условия, способствующие возникновению профессиональных заболеваний педагогов.
Понятие о стрессе и дистрессе в профессиональной и учебной деятельности.
Профилактика поражений голосообразующего аппарата (афонии и дисфонии), заболеваний психоэмоциональной природы,
Профилактика утомления органов зрения, заболеваний ОДА, хронической венозной недостаточности, простудных заболеваний.
ВСЕГО

Условия, способствующие возникновению профессиональных заболеваний педагогов.

Организация профессиональной жизнедеятельности педагога.

Труд педагога связан с высокой плотностью межличностных контактов и возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени;

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го масса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.

По показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса труд педагога можно отнести —

1) степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2) степень 3 класса (3.2) – это уровни вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для этих факторов органов и систем), появлению начальных признаков либо легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительного воздействия (часто после 15 и более лет);

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

4) степень 3 класса (3.4) – это условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, характеризующиеся потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, а также высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Факторы риска труда учителя

Трудовая деятельность человека — это особая форма его взаимодействия с окружающим миром. В процессе любого труда человек затрачивает свою мускульную и психическую энергию, происходит активизация, напряжение большинства физиологических реакций. Труд для человеческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его органы и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах физиологических возможностей. Если это условие нарушено и какие-либо процессы выходят за, рамки физиологических возможностей, то трудовой процесс кажет вызвать различные, сначала функциональные, обратимые, затем и морфологические, необратимые, изменения в органах и тканях или заболевания. В таких ситуациях речь идет о возникновении профессиональных или профессионально обусловленных видах патологии.

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них держат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Основными факторами риска труда учителя являются:

повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля и эмоционального возбуждения, со значительным числом межличностных контактов

— значительная голосовая нагрузка;

— статическая нагрузка при не значительной общей мышечной двигательной нагрузке;

— большой объем интенсивной зрительной работы;

— высокая плотность эпидемических контактов;

— отсутствие стабильного режима дня;

— нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий

резкое перераспределение мозгового кровотока.

Основными факторами риска труда учителя являются:

Учитель начальных классов

Родственные профессии

Воспитатель, гувернер, педагог

Сфера профессиональной деятельности

  • Наука
  • Образование

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
  2. «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
  • Класс профессии: творческий (эвристический).
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Описание профессии

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.

Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.

Читайте так же:  На сколько хватает перцового баллончика

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:

  • умение быстро принимать решения;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция;
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Медицинские противопоказания

Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.

Требования к профессиональной подготовке

Учитель начальных классов должен знать:

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
  • основы психологии человека;
  • общую возрастную и педагогическую психологию;
  • психологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • методики преподавания учебных предметов начальной школы;
  • особенности анатомии и физиологии младших школьников;
  • основы педиатрии, этики и эстетики;
  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.

Учитель начальных классов должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
  • обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
  • взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
  • использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
  • анализировать успеваемость учащихся;
  • формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
  • проводить дополнительные факультативные занятия;
  • руководить предметными кружками;
  • оснащать и оформлять учебный кабинет;
  • изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога

Разделы: Технология

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации.

Цели учителя:
познакомить с профессионально значимыми личностными качествами педагога; со спектром педагогических специальностей, помочь представить единую картину педагогической профессии;

  • дать понятие ПВК учителя;

Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации.

Дидактические средства обучения:
Учебная компьютерная презентация.

Изучив материал данной темы учащиеся должны:
знать:

  • профессионально значимые личностные качества педагога;
  • спектр педагогических специальностей;
  • понятие ПВК учителя.
  • определять свое соответствие профессии педагог.

Ход урока:

I Актуализация опорных знаний
а) вступительная беседа с последующим повторением изученного материала.
− Прежде чем мы познакомимся с профессией учителя, давайте ответим на вопрос: какова главная цель этой профессии?
− Профессию выбирают часто на всю жизнь, и она становится одной из важнейших жизненных ценностей. Наверное, поэтому так важно ответить для себя на вопросы: какова будет цель профессиональной деятельности, что будет ее результатом, чему будет посвящена значительная часть жизни?

  • Вы наверняка слышали, что учителей часто называют педагогами. Что это такое – синонимы или что-то другое?
  • Если обратиться к справочной литературе, то окажется, что это не синонимы. Педагог – это более общее понятие по отношению к понятию учитель. Педагогами называют и воспитателей детских садов (дошкольных учреждений) и преподавателей в области профессионально-технического и высшего образования, и социальных педагогов.
  • Что объединяет все эти профессии?
  • Общим для них является вид трудовой деятельности. Это педагогическая деятельность.
  • Профессия учитель служит базовой для различных педагогических специальностей.
  • Напомните мне, в чем отличие специальности от профессии?
  • Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений и являющийся обычно источником существования?
  • Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. (Слайд 2)

II Формирование новых знаний

а) изучение нового материала

  • Специальность имеет более узкий характер и отражает более дифференцированно профессиональную деятельность с учетом особенностей этой деятельности, условий труда, цели этой деятельности. К примеру, профессия учителя является базовой для таких специальностей, как учитель начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков, информатики, физической культуры, музыки, изобразительного искусства и др.
  • Скажите, а какие специальности в рамках профессии учителя, вы смогли бы мне перечислить?
  • Давайте рассмотрим спектр педагогических специальностей и их классификацию:

б) работа со схемой (слайд 3,4)

  • Сколько классификаций мы рассмотрели?
  • Сколько всего специальностей входят в эти классификации?
  • Отсюда видно, что круг людей, которые занимаются педагогической деятельностью, велик.
  • Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большей степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания. Следовательно, необходимо иметь представления о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во взаимодействие), на что непосредственно направлены трудовые усилия педагога.

− А для этого, давайте попробуем ответить на следующий вопрос: что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности?
− Мы с вами ответили на самый главный вопрос, что является предметом профессиональной деятельности педагога.
− Но ведь для того, чтобы осуществлять обучение и воспитание детей, учащихся, педагогу с учетом специфики преподаваемого предмета, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каковы особенности учащихся различного возраста, каковы закономерности их роста и развития. Ведь в школу приходят дети семи лет, а выходят юноши и девушки семнадцати лет.
− Как вы считаете, какие предметы нужно изучить для того, чтобы хорошо знать эти особенности и с какими предметами вообще необходимо будет познакомиться в процессе обучения?
− Итак, давайте посмотрим и запишем с какими предметами в первую очередь знакомится будущий педагог и что вам предстояло бы изучить, если бы вы решили избрать данную профессию (Слайд 6):

  • В процессе подготовки все будущие учителя должны овладеть тремя блоками дисциплин − общекультурными, медико-биологическими, психолого-педагогическим и специальными. Первые три блока общие для всех специальностей и четвертый – это различие подготовки в зависимости от выбранной специальности, для математиков это математика, для филологов это русский язык и литература и др.
Читайте так же:  Российские водительские права в израиле

Ш. Формирование практических навыков
а) работа в тетрадях

  • А, достаточно ли одних знаний для успешной деятельности?

Задача 1.
Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников, распивающих спиртное. Что делать?
а) не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте.
б) подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну.
в) решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу.
г) срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого-нибудь из родителей учащихся.
д) сообщить о случившемся классному руководителю мальчиков, а тот сам решит, что предпринять.
е) в ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога.

Задача 2.
Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?
а) объяснить родителям, что это — их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами.
б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу».
в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать
г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».

Задача 3.
В классе есть ребенок — «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?
а) в такой ситуации помочь может только профессионал — психолог, без него — увы! — не обойтись!
б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!
в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям.
г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его — слабого и беспомощного — нужно любить и защищать?

IV. Подведение итогов урока.

а) рефлексия
Посмотрите, на доске записан ряд высказываний, попробуйте их продолжить у себя в тетрадях. (Слайд 9)
сегодня я узнал…
я приобрел…
я научился…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я попробую…
теперь я могу…
мне захотелось…
было интересно …
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
я почувствовал, что…
урок дал мне для жизни…

— Сегодня на уроке, я стремилась вам показать, как много требований предъявляется к учителю, как много зависит от него. Готовы ли вы к этому?

Литература

  1. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. – Елец, 2005.
  2. Роботова А.С. Профессия — учитель. М., 2005.
  3. Бодина Е., Ашеулова К., Педагогические ситуации./Воспитание школьников 1998, №5/

Охрана труда и техника безопасности в школе

Инструкция
по охране труда для учителя начальных классов

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя начальных классов школы разработана в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами по охране труда.
1.2. К самостоятельной работе учителем начальных классов допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, изучившие настоящую инструкцию по охране труда, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда, все необходимые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.3. При работе учитель начальных классов должен соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, данную инструкцию по охране труда, Устав школы, а также должностную инструкцию учителя начальных классов.
1.4.

  • повышенное психо-эмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов;
  • повышенное напряжение внимания;
  • вероятность травмирования ножницами, кнопками и иными канцелярскими принадлежностями при изготовлении наглядных пособий.

1.6. Учитель начальных классов должен знать правила и порядок действий при возникновении пожара, иной ЧС и эвакуации, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, а также место расположения аптечки первой помощи.
1.7. Учитель начальных классов, допустивший невыполнение или нарушение настоящей инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Трудовым Кодексом Российской Федерации и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300-500 лк. При одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности столов в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%.
2.2.

  • светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками;
  • корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Осмотреть и привести в порядок свое рабочее место, проверить наличие огнетушителей и аптечки первой помощи, а также ее укомплектованность.
2.4.

  • расстояние между рядами двухместных столов – не более 0,6 м;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 0,5 – 0,7 м;
  • между рядом столов и внутренней стеной кабинета — не менее 0,5 м;
  • расстояние от последних столов до стены — 0,7 м (наружной стены – 1 м);
  • расстояние от классной доски до первых столов – не менее 2,4 м;
  • расстояние от классной доски до последних столов — не более 8,6 м;
  • удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
Читайте так же:  Лица не имеющие права быть усыновителями

2.5. Угол видимости доски длиной 3 м от ее края до середины крайнего места учащегося 1-4 класса за передним столом должен быть не менее 45 градусов, высота нижнего края классной доски над полом – 0,7 – 0,9 м.
2.6. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
2.7. Проверить правильность подключения персонального компьютера и оргтехники, мультимедийного проектора, интерактивной доски, телевизора в электросеть, исправность питающих проводов оборудования и отсутствие оголенных участков, наличие заземления.
2.8. Проверить санитарное состояние кабинета начальных классов, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание учебного кабинета. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура воздуха, ̊ С Длительность проветривания помещений, мин.
в малые перемены, мин в большие перемены и между сменами, мин
от +6 до +10 и выше 4-10 25-35
от 0 до +5 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

3. Требования охраны труда во время работы

  • мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100–115 см;
  • мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115–130 см;
  • мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130–145 см;
  • мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145–160 см.
  • провести инструктаж по охране труда с детьми с записью в журнале установленной формы;
  • внимательно проверить помещение, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи.
  • тщательно проветрить помещение, используемое для проведения внеклассного мероприятия;
  • запрещается применять открытый огонь (свечи, фейерверки, бенгальские огни, хлопушки, петарды и т.п.);
  • запрещается устраивать световые эффекты с использованием химических и других веществ, которые могут способствовать возникновению возгораний;
  • запрещается ставить столы один на другой.
  • перед каждой экскурсией ознакомить детей с общей характеристикой объекта экскурсии, с инструкцией по охране труда при проведении экскурсии, ее маршрутом и правилам безопасности, которые следует соблюдать во время проведения экскурсии;
  • иметь при себе дорожную медицинскую аптечку первой помощи и проверить ее укомплектованность всеми необходимыми лекарственными средствами и перевязочным материалом;
  • дети не должны иметь при себе предметов, создающих опасность при проведении экскурсии;
  • перед началом проведения экскурсии, поездки необходимо сделать перекличку и отметить всех присутствующих детей по списку;
  • перед проведением экскурсии на природу обследовать тот участок местности, куда будут выведены дети, выбирая места, где отсутствуют опасности для жизни и здоровья детей, а также безопасные маршруты передвижения;
  • вторую перекличку и отметку присутствующих на экскурсии детей следует провести по прибытии на место экскурсии;
  • запрещен выезд на экскурсию в грозу, во время дождя, тумана, а также в темное время суток;
  • в салоне автобуса, троллейбуса контролировать культуру поведения учащихся;
  • идти организованно по тротуарам, строго соблюдать правила движения пешеходов.

3.22. В столовую и со столовой учитель начальных классов ведёт детей строем, придерживаясь правой стороны, находится вместе с детьми, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм и культуры питания.
3.23. Учитель начальных классов не оставляет учащихся одних в классе без должного присмотра, в учебном кабинете руководствуется инструкцией по охране труда в кабинете начальных классов.
3.24. С учащимися начального класса в обязательном порядке проводится изучение и инструктажи по охране труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, антитеррористической безопасности и правилам поведения в школе и общественных местах с обязательной регистрацией в журнале инструктажей.
3.25. При длительной проверке тетрадей, работе учителя с документами, на компьютере с целью снижения утомления зрительного анализатора, устранения влияния гипокинезии, необходимо через каждый час работы делать перерыв на 10-15 минут.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Полностью отключить электрические приборы, персональный компьютер, принтер, отключить от электропитания технические средства обучения (ТСО).
5.2. Тщательно проветрить кабинет.
5.3. Привести в порядок свое рабочее место, убрать в отведенные места для хранения документацию, наглядные и методические пособия, раздаточный материал, а также проконтролировать вынос мусора из помещения учебного кабинета.
5.4. Закрыть окна, вымыть руки и перекрыть воду.
5.5. Проверить наличие первичных средств пожаротушения. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.6. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения, выключить освещение и закрыть кабинет на ключ.
5.7. Обо всех требующих внимания недостатках, замеченных во время работы, доложить заместителю директора по административно-хозяйственной работе общеобразовательного учреждения (при отсутствии – иному должностному лицу).

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

Видео (кликните для воспроизведения).

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Источники


  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  2. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  5. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
Условия труда учителя начальных классов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here