Требования 152 фз о персональных данных

Самое важное на тему: "Требования 152 фз о персональных данных". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

[2]

5) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» указано, что персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, информация о привлечении к административной ответственности физических лиц относится к персональным данным и может быть получена только с их согласия.

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 20.3, 126, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 137, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и исходили из недоказанности конкурсным управляющим права и наличия оснований для получения истребуемой информации, а также обязанности директора ответчика по удовлетворению такого требования в любом случае.

Письмом от 13.11.2014 общество сообщило, что указанный номер принадлежит ресурсу нумерации компании ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (информация с официального источника на сайте Федерального агентства связи). Иную информацию общество отказалось предоставить со ссылкой на статью 23 Конституции Российской Федерации, статью 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), статью 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

Однако при всей добросовестности лица, оспаривающего решение собрания, персональное уведомление каждого участника соответствующего гражданско-правового сообщества может оказаться невозможным, в том числе в силу предписаний статей 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», запрещающих раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Учитывая вероятные затруднения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 названного постановления разъяснил, что юридически значимое сообщение (уведомление) может осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

На основании статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 152-ФЗ, пункта 1 статьи 102 НК РФ, статьи 28 Основ о нотариате суд пришел к правильному выводу о том, что утвержденная Приказом Форма N 5-2 не противоречит этим нормам действующего законодательства, так как отражающиеся в ней общие сведения о доходах нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности по субъекту Российской Федерации не могут быть отнесены к персональным данным и не являются сведениями, составляющими налоговую тайну. Как правильно указано в решении суда, такие сведения предоставляются государственным нотариальными конторами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в территориальные органы Минюста России по субъектам Российской Федерации, которые обеспечивают их представление в Минюст России. При этом персонифицированные сведения о доходах нотариуса ни в Минюст России, ни в его территориальные органы не поступают.


Однако при всей добросовестности лица, оспаривающего решение собрания, персональное уведомление каждого участника соответствующего гражданско-правового сообщества может оказаться невозможным, в том числе в силу предписаний статей 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», запрещающих раскрывать третьим лицам персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Учитывая вероятные затруднения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 названного постановления разъяснил, что юридически значимое сообщение (уведомление) может осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

Читайте так же:  Что нужно для открытия столовой

Указанные понятия использованы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» [1] к общедоступным персональным данным относятся персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Конфиденциальность ПДн — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к ПДн лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта ПДн или иного законного основания (пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных»). Обеспечение конфиденциальности ПДн не требуется в случае обезличивания ПДн и в отношении общедоступных ПДн (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О персональных данных»).

Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» статья 3 часть 1).

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

3. Представитель нанимателя в лице Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Министр), осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), а также директор Департамента управления делами и кадров Минприроды России обеспечивают защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных ;

2. В настоящем Положении в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» используются следующие основные понятия»:

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2. В Положении в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 152-ФЗ используются следующие основные понятия:

персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Часто задаваемые вопросы

В этом разделе вы можете найти основные документы, которые требуются для соответствия требованиям закона №152-ФЗ «О персональных данных» и прохождения проверок Роcкомнадзора.

Согласно Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными подразумевается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

  • фамилия, имя, отчество;
  • год, месяц, дата и место рождения;
  • адрес места регистрации и проживания;
  • семейное, социальное, имущественное положение;
  • образование, профессия, доходы;
  • паспортные данные;
  • и т.п.

На заметку: Позиция судов такова, что даже отдельный email или номер мобильного телефона также является персональными данными, так как он позволяет косвенно определить физическое лицо (субъекта персональных данных) http://bit.ly/delo_provider.

Согласно закону №152-ФЗ «О персональных данных» под обработкой персональных данных подразумевается любое действие или совокупность действий с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

Персональные данные необходимо защищать согласно 152-ФЗ «О персональных данных», который вменяет это в обязанность каждой компании, индивидуальному предпринимателю или бюджетной организации, обрабатывающим персональные данные. Оператор персональных данных обязан принять ряд мер для выполнения требований законодательства Российской Федерации, касающихся обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

В противном случае оператор персональных данных и его сотрудники могут понести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, а запрет на обработку персональных данных Роскомнадзора может привести к остановке деятельности компании.

В Российской Федерации существует три основных регулятора в данной сфере:

  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и осуществляет контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) осуществляет контроль и надзор за организационными и техническими мерами защиты персональных данных.
  • Федеральная служба безопасности (ФСБ России) осуществляет контроль и надзор за защитой биометрических персональных данных и криптографическими мерами защиты персональных данных.

Регуляторы проводят как плановые, так и внеплановые проверки, о которых операторы персональных данных предупреждаются за сутки.

Для выполнения закона необходимо иметь пакет организационно-распорядительной документации, назначить ответственных лиц за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных, подать уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор, определить уровень защищенности информационных систем для хранения персональных данных и принять организационные и технические меры для обеспечения безопасности персональных данных.

Читайте так же:  Разъездной характер работы статья тк рф

На заметку: Выполнить требования закона можно следующими способами:

  • Заказать комплексный аудит, привести бизнес-процессы в соответствие требованиям закона №152-ФЗ и поручить разработку комплекта документов экспертам.
  • Нанять специалиста по информационной безопасности, который будет следить за выполнением закона самостоятельно. При этом за качество никто не отвечает и найти такого сотрудника весьма сложно.
  • Воспользоваться автоматизированными системами подготовки документов, одной из которых является онлайн-сервис Б-152.

Это любая информация, относящаяся к физическому лицу, по которой прямо или косвенно можно его определить.

К такой информации относится в том числе имя, данные о местоположении, факторы характерные для физической, физиологической, генетической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности этого физического лица.

Email , IP -адрес, идентификатор в социальной сети – все это может быть персональными данными.

GDPR имеет экстерриториальное действие и применяется ко всем компаниям, обрабатывающим персональные данные граждан ЕС, не зависимо от местонахождения такой компании.
Нормы GDPR коснутся всех тех, кто так или иначе работает со странами Европы. Это финансовые компании, технологические, медиа- и телеком-компании, фармацевтические, транспортные, интернет-магазины.

GDPR также будут применяться ко всем организациям, вне зависимости от местонахождения, если они любым образом собирают, анализируют или контролируют поведение жителей Евросоюза.

Все российские компании, ориентированные на субъектов в Евросоюзе после 26 мая 2018 г. окажутся в сфере действия Регламента GDPR. В этой связи, согласно требованиям Регламента, такие компании должны назначить своего представителя в Евросоюзе.

Представитель – это физическое или юридическое лицо, созданное в Евросоюзе, которое представляет контролёра или обработчика персональных данных, в отношении их обязательств, предусмотренных Регламентом.

Представитель должен действовать от имени контролёра или обработчика, может взаимодействовать с любыми компетентными органами Евросоюза, государства-члена, включая надзорные органы.

Представитель должен выполнять свои задачи согласно предписанию, полученному от контролёра или обработчика, и осуществлять любые действия в целях обеспечения соблюдения Регламента GDPR.

Если у российских операторов персональных данных, к примеру, предоставляющие услуги через интернет для лиц в странах Евросоюза, есть представительства и филиалы в странах Евросоюза, то функции представителя могут быть возложены на них.

Представитель может не назначаться, когда обработка носит случайный характер, не включает в себя масштабную обработку конкретных категорий персональных данных, либо обработка персональных данных, связана с уголовными приговорами и правонарушениями, или если контролёр является органом или учреждением государственной власти.

Несоблюдение требований нового регламента GDPR может привести к наложению надзорным органом в области защиты персональных данных штрафа в размере до 20 млн евро или до 4 % от годового оборота компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъект персональных данных из стран-членов Евросоюза, в соответствии с Регламентом GDPR, вправе обратиться в соответствующий компетентный орган. Если решение компетентного органа не будет исполнимо на территории Российской Федерации, Европейская Комиссия, согласно Регламенту GDPR, может принять решение о недостаточности мер защиты персональных данных в отношении третьей страны. В этом случае трансграничная передача данных такой третьей стране может быть запрещена

Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» РФ от 27.07.2006 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

[1]

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ, от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ от 23.12.2010 N 359-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
  2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
    • обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
    • организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
    • утратил силу. — Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;
    • обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
    • предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

  1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
  2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
  3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Читайте так же:  Какие документы нужны для визы в италию

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
  2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
  3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
  4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
  5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
  6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
  7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
    • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
    • обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
    • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
    • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
    • осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
    • осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
  2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.
  3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
  4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
  5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Закон о защите персональных данных №152-ФЗ: сфера регулирования, требования, штрафы

Закон о защите и хранении персональных данных относится к сфере информационного права Российской Федерации. Он распространяется на всю территорию страны. В связи с тем, что он является Федеральным, ни один другой нормативный правовой акт, принятый на уровне субъектов РФ, не может ему противоречить.

Читайте так же:  Куда отправлять показания счетчика газа

В какой сфере действителен закон о защите персональный данных?

Первая статья ФЗ №152 «О защите персональных данных» регламентирует сферу, на которую распространяется и оказывает влияние закон. Сферой в данном случае являются те отношения, которые связаны с различными операциями с персональными данными, их обработкой и т.д. Распространяется он на всех существующих субъектов: физических и юридических лиц, федеральные органы государственной власти, органы МСУ (местного самоуправления), органы гос. власти на уровне субъектов РФ, а также иными органами государственного управления.

Исходя из этого видно, что Федеральный Закон имеет влияние на все организации (коммерческие и государственные), которые обрабатывают информацию и личные данные граждан РФ в своих информационных системах. Стоит отметить, что от формы собственности и размера предприятия (организации) не зависит распространение закона.

Важно: среди государственных органов, осуществляющих свои полномочия в данной сфере, выделяют: ФСБ РФ, ФСТЭК России, Россвязькомнадзор.

Законодательство для владельцев сайтов

Естественно действие Федерального Закона о защите персональных данных в 2018 году затрагивает интересы и владельцев сайтов, а также иных интернет-ресурсов, деятельность которых связана со сбором личной информации граждан. Роскомнадозор осуществляет надзорные функции в отношении сайтов в текущем году более тщательно, чем в предыдущие. Большое количество интернет-ресурсов уже подверглось блокировке, а их создатели штрафам.

При нарушении закона №152 «О персональных данных» владельцами сайтов действуют нормы КоАП РФ (кодекс об административных правонарушениях). Штрафные санкции предусмотрены достаточно крупные. С июля 2017 года размер штрафов устанавливается до 75 000 рублей. Налагаемый штраф будет зависеть от того, какая часть статьи 13.11 КоАП РФ нарушена.

Важно: возбуждать дела в данном случае будет не прокуратура, а Роскомнадзор. Примечательно, что протокол будет составляться по каждому отдельному виду нарушения (как за один визит, так и за несколько).

Юридическая ответственность

Закон о персональных данных регламентирует юридическую ответственность субъектов правовых отношений за нарушение данного нормативного правового акта. Статья 24 ФЗ №152 закрепляет положения о том, что лица несут ответственность в соответствии с законодательством страны.

Норма, которая соответствует каждому определенному правонарушению, определяется исходя из квалификации правонарушения. Стоит отметить, что нормы есть в различных источниках. КоАП РФ регламентирует систему штрафов за совершение правонарушения.

Если нарушается законодательство относительно персональных данных в сфере трудового права, то в таком случае регулятором выступает Трудовой Кодекс РФ. В соответствии с законом к правонарушителю могут быть применены следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Гражданско-правовая.
  3. Материальная.
  4. Уголовная.
  5. Административная.

Таким образом, неправильное обращение с персональными данными может повлечь за собой даже лишение свободы. Такое бывает, например, когда затрагивается положение о неприкосновенности личной жизни.

Важно: штраф может быть отдельно за каждый вид нарушения, после составления протокола он суммируется.

Требования закона о персональных данных

Закон о неразглашении персональных данных имеет одновременно несколько направлений. Он разработан и принят для того, чтобы обезопасить частную жизнь граждан Российской Федерации посредством сохранения конфиденциальности персональных данных.

Благодаря действию закона №152 на территории РФ о персональных данных, граждане могут не беспокоиться о своей частной, личной информации. Акт направлен на защиту данных, возможны лишь способы передачи и хранения информации (устанавливаются допустимые рамки).

Порядок передачи и удаления информации регламентирован наиболее жестко, так как это наиболее важный момент.

[3]

Актуальная редакция

На данный момент актуальна редакция Федерального Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года. Наиболее значительные изменения в данном законе были введены в июле прошлого 2017 года.
В последних правках было ужесточение юридической ответственности за нарушения в данной сфере. Среди законов, которые вводили изменения, был ФЗ №242 (от 21 июля 2017 года). Именно он обновляет пункты и вносит необходимые законодательные поправки. Полный текст документа Закона о персональных данных от 27.07 2006 можно посмотреть здесь.

Закон о персональных данных 152 ФЗ: как не нарушить

C 1 июля 2017 года вступил в силу закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.

Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.

Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию — на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин — без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо — до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.

Кто виноват?

Согласно Федеральному закону « О персональных данных» — «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»

Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».

Оператор персональных данных, согласно тому же закону — « государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных».

Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма — анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.

Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.

Читайте так же:  Торговля с рук в неустановленных местах

Что делать?

  1. Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.

Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно — см. следующий пункт.

Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.

Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.

В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора.

Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.

Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.

Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор.

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.

Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.

Подготовить документы, опубликовать политику и уведомить РКН бесплатно можно здесь.

Дополнено 04.07.2017:

Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:

«При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных — поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна — никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них.»

Пример формы регистрации на сайте РИА Новости:

Форма регистрации на сайте

Как видим, подтверждения согласия пользователя на обработку ПД в виде чек-боксов или кнопок «согласен» нет. По ссылке можно перейти на страницу с политикой конфиденциальности, где указано, что пользователь дает это согласие, регистрируясь на сайте:

Согласие на обработку конфиденциальных данных на сайте

Другой пример сайта, где регистрационная форма обязывает пользователя вводить несколько типов персональных данных — Avito:

Форма регистрации

Есть текст, уведомляющий пользователя, что при регистрации он принимает условия пользовательского соглашения, и ссылка на него.

Текст соглашения не содержит информации об обработке персональных данных, кроме указания, что пользователь делает свои данные общедоступными, размещая объявление на сайте.

Текст соглашения

Политика в области обработки и безопасности персональных данных на Avito размещается в разделе «Безопасность», ссылка доступна с любой страницы сайта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Универсального совета нет. Для каждого сайта в зависимости от рода занятий — своя форма, поэтому лучше проконсультироваться в Роскомнадзоре.

Источники


  1. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  5. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Требования 152 фз о персональных данных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here