Социальный работник в школе обязанности

Самое важное на тему: "Социальный работник в школе обязанности". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Должностная инструкция социального педагога
проект по теме

Шаблон должностной интрукции, который можно использовать для создания данного документа

Вложение Размер
dolzhnostnye_instruktsiya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МОУ СОШ № 68

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68»

С инструкцией ознакомлена: Орлова Н.П.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.11.92г. № 406 «О тарификационно-квалификационных характеристиках и решение коллегии Минобразования России от 27.10.93г. № 19/1 «О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития»
  2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы
  3. Социальный педагог подчиняется директору школы
  4. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, законами Нижегородской области, Конвенцией о правах ребенка, трудового, семейного, уголовного законодательства, общей и социальной педагогикой, основами здорового образа жизни, социально-педагогическими и диагностическими методиками, уставом школы и другими нормативными актами.

[2]

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:

Социальный педагог имеет право:

  • участвовать в управлении школы через общественные органы управления;
  • собирать информацию о нуждах детей и взрослых, проводить диагностические обследования;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • принимать участие в работе общественных организаций;
  • вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы и работы с родителями;
  • присутствовать на родительских собраниях;
  • присутствовать на занятиях учителей и воспитателей;
  • пользоваться оплачиваемым отпуском продолжительностью 56 календарных дней.
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей без уважительных причин социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством;
  • за применение методов воспитания связанных с физическим или психическим насилием обучающихся социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности

Взаимоотношения с обучающимися, администрацией школы, коллегами, родителями и другими работниками социальных служб, социальный педагог строит на доброжелательной основе

Оплата труда производится по 11, 12, 13, 14 разряду ЕТС в соответствии с квалификационной категорией.

Должностная инструкция социального педагога

Документация относится к разряду обязательных и представляет собой памятку для выполнения обязанностей специалиста учреждений разных уровней. Должностная инструкция социального педагога обладает связанной структурой, но не имеет эталона для составления. Поэтому разделы документа должны отображать сведения, подходящие для специалиста конкретного учебного заведения.

Образец должностной инструкции социального педагога

1. Общее положение

1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:

  • педагогики;
  • законов и постановлений Российской Федерации, связанных непосредственно с реализацией методик, программ и образования в целом;
  • методики работы в области социальной педагогики;
  • некоторых основ трудового и семейного права РФ, социальной политики РФ;
  • основ психологии (детской, возрастной и социальной).

1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:

  • действующее Законодательство РФ;
  • приказы администрации и директора учебного заведения;
  • Устав учебного заведения;
  • Правила внутреннего распорядка заведения;
  • собственно текущим документом.

В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:

[3]

2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.

3. Должностные обязанности

В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:

3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:

  • учебным заведением;
  • семьей;
  • администрацией учебного заведения и другими административными органами;
  • социальными службами.

3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.

3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.

В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:

4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.

Читайте так же:  Порядок взыскания алиментов с пенсии

5. Ответственность

Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:

5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.

Назначение должностной инструкции

Составление и выпуск настоящего документа требуется для установления правильного взаимодействия между администрацией и сотрудниками учебного заведения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция также выступает в качестве руководства к действию, памятки о функциях и обязанностях, которые необходимо выполнять, находясь на занимаемой должности. Документ может выступить и в качестве регулятора в решении спорных вопросов и проблем между сторонами-участниками.

Правила и особенности инструкции

Структура документа не имеет точно определенных стандартов. Как правило, она включает в себя разделы общего положения, обязанностей социального работника, его прав и ответственности. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные пункты инструкции. Так, в завершающей части документа может присутствовать раздел об условиях работы, трудового распорядка дня специалиста.

Действие настоящего документа подкрепляется подписью социального педагога. Инструкция выпускается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости допускается создание дополнительных копий.

Особенности и правила составления инструкции

Документ предполагает обязательное наличие шапки, в которой указывается наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В данном разделе требуется и постановка подписи руководителя организации. Ниже указывается наименование документации и описание разделов с подзаголовками.

Главная часть

Как правило, расписывается под подзаголовком «Основное положение» и описывает категорию сотрудника, занимающего должность социального педагога. Также здесь устанавливается иерархия должностного подчинения и требования к специалисту (уровень и тип образования, направление, рабочий стаж и др.). Дополнительно в первой части указывается правовая документация, обязательная к ознакомлению социальным педагогом, правила техники безопасности, соблюдения трудовой дисциплины, Устав учебного заведения и др.

Вторая часть

Включает в себя непосредственно обязательные к выполнению функций социального педагога. Раздел «Функции» может быть вынесен отдельно или сочетаться с пунктом документа о должностных обязанностях. Многое зависит от величины разделов и конкретики в их описании.

Третья часть

В пункте «Права» всегда указывается список полномочий, которыми наделяется сотрудник учебного заведения в рамках собственной компетенции. Он необходим для предоставления некоторой свободы во взаимодействии с иными учебными заведениями, организациями, сотрудниками и администрацией. Права помогают более продуктивно выполнять обязанности социального педагога и несколько расширяют спектр возможностей в его ежедневной деятельности, упрощают выстраивание взаимоотношений внутри коллектива, облегчают решение многих рабочих задач и вопросов.

Завершающая часть

Раздел включает в себя пункты, при нарушении которых социальный педагог несет ответственность. Основное правило, прописанное в заключительной части документа, состоит в точном выполнении настоящей должностной инструкции. Обычно при несоблюдении правил раздела на сотрудника налагаются административные взыскания и штрафы.

После составления документ передается работнику учебного заведения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные социального педагога, находящегося на занимаемой должности, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Действие инструкции вступает в силу с даты ознакомления и постановки подписи.

Должностная инструкция социального педагога в школе — обязанности, требования и рекомендации

Должностная инструкция социального педагога разрабатывается образовательным учреждением. Введена эта должность была в конце двадцатого века по решению коллегии Государственного образования СССР. В целом социальная работа представляет собой деятельность, которая осуществляется специально подготовленными специалистами. Она направлена на оказание конкретной помощи семье, ребенку, группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Объекты работы

Должностная инструкция социального педагога школы по ФГОС включает в себя работу со следующими категориями школьников:

  • детьми-инвалидами;
  • сиротами;
  • правонарушителями;
  • представителями групп риска.

Задачи деятельности

Должностная инструкция социального педагога включает выполнение им следующих задач:

  • социальная и информационная помощь (обеспечение школьников информацией о вопросах защиты, поддержки, заботы);
  • социально-правовая помощь (помощь в реализации прав ребенка);
  • реабилитационная помощь (восстановление морального, психологического эмоционального здоровья);
  • медико-социальная помощь;
  • формирование благоприятного микроклимата в микросоциуме ребенка и в семье;
  • формирование условий для преодоления педагогических ошибок, конфликтных ситуаций, которые порождают безнадзорность и беспризорность.

Особенности профессии

Должностная инструкция социального педагога составляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, функционирующими в нашей стране. Эта профессия относится к типу «Человек – Человек», она не предполагает применения технических средств. Выполняя свои функциональные обязанности, социальный педагог использует компьютер либо печатную машинку. Среди средств, применяемых социальным педагогом для работы, выделяют:

  • применение знаний в области психологии, педагогики, социологии;
  • применение методов и технологий социальной педагогической работы.

Среди тех обязанностей, которые включает должностная инструкция социального педагога, выделяют взаимодействие с родителями, педагогическим коллективом школы. Также указанный специалист ведет работу с представителями суда и полиции.

Должностная инструкция социального педагога в школе составляется для полной ставки (36-часовой рабочей недели).

Работа его осуществляется в отдельном кабинете, которые в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, а также по месту жительства детей, с которыми работает педагог.

Читайте так же:  Правила установки пломб на счетчик воды

Должностная инструкция социального педагога в школе предполагает взаимодействие этого специалиста с органами социальной защиты, судебными органами, реабилитационными центрами.

Подчиняется сотрудник непосредственно директору образовательного учреждения. Кадров в подчинении у него нет, оплата труда осуществляется по тарификационной сетке с учетом разряда и квалификационной категории.

Профессиональный рост

Должностная инструкция социального педагога в ДОУ разрабатывается с учетом правовых документов, функционирующих в РФ. В образовательных учреждениях есть вертикальные внутриорганизационные возможности. Если педагог имеет среднее специальное образование, он может выполнять обязанности воспитателя, классного руководителя. Имея диплом о высшем образовании, социальный педагог имеет право вести уроки, аналогично обычному учителю-предметнику.

Горизонтальные внутриорганизационные перспективы: наличие высшего образования позволяет социальному педагогу рассчитывать на должность директора школы либо его заместителя.

Рассматриваемый специалист также может переходить на работу в иное учреждение образовательного типа, занимать должность инспектора по делам несовершеннолетних, устраиваться на работу в органы социальной защиты.

В должностные инструкции «Социальный педагог: ФГОС» входят базовые знания в социальной, возрастной, общей, педагогической психологии, социологии.

Требования к подготовке

Специалист, который выполняет обязанности социального педагога, должен:

  • владеть нормативно-правовой базой педагогической и социальной деятельности;
  • знать теорию и историю социальной педагогики;
  • владеть методами педагогической и социальной диагностики;
  • использовать методы планирования профессиональной исследовательской деятельностью.

Специалист данной области должен использовать следующие направления профессионального роста:

  • быть готовым к инновациям в теории и практике социальной педагогики;
  • расширять теоретические познания и практические умения в сфере психологии, педагогики, права, социологии;
  • быть готовым к личностному росту (этическому и моральному совершенствованию, коммуникабельности, доброжелательности).

Социальный педагог должен стараться систематически повышать свой профессиональный уровень. С некоторыми вопросами он обращается к коллективу школы, а также к органам социальной защиты.

Медицинские противопоказания

Должностная инструкция социального педагога центра дополнительного образования содержит и медицинские аспекты несоответствия занимаемой должности:

  • наличие ярко выраженных дефектов речи и слуха;
  • психические и нервные болезни;
  • инфекционные заболевания.

В наше время социальными педагогами работают учителя, имеющие среднее и высшее педагогическое образование, пройдя специальные курсы по социальной педагогике.

Преобладающую часть своего рабочего времени социальный педагог общается с людьми. Темп работы определяется самим специалистом, он зависит от психологических и физиологических особенностей детей.

Он ориентируется на надежность и качество. Социальный педагог обязан понимать, что от его профессиональности зависит последующая судьба ребенка, успешность его социализации.

Социальный педагог должен иметь хорошую память, постоянно держать в голове разные сведения из педагогики, психологии, права. Часто такому специалисту приходится запоминать обстановку в квартире подопечных, передавать эту информацию представителям органов опеки и попечительства, а также в судебные органы.

Полезные сведения

Выполняя свои функциональные обязанности, социальный педагог демонстрирует участникам образовательного процесса высокий интеллектуальный уровень, владение мыслительными операциями: сравнением, синтезом, анализом, обобщением, конкретизацией, абстрагированием. Мышление у данного специалиста должно быть критичным, гибким, нестандартным, чтобы учитывать все особенности несовершеннолетних школьников. Причинами основных ошибок, которые допускаются социальным педагогом, является недостаток знаний в правовой области, сниженная способность к рефлексии, отрицательная мотивация, стрессы.

Заключение

Социальный педагог работает в тесном контакте с неблагополучными семьями, детьми, проявляющими девиантное поведение. Специалисты указанной области вынуждены принимать ответственные решения, которые касаются судьбы других людей, к примеру, они становятся инициаторами лишения родителей их прав на воспитание ребенка.

Именно по этой причине социальный педагог обязан быть зрелой личностью, способной противостоять любому давлению, выдержать стрессы.

Среди коммуникативных навыков, которыми обязан обладать социальный педагог, выделим способность осуществлять взаимодействие с людьми различных социальных групп и слоев, слышать и слушать, входить в ситуацию, устанавливать контакт, собирать сведения о ребенке, развивать и создавать позитивные отношения с родителями.

Социальный педагог в школе

Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и его заместителями по учебной части). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, инженер по технике безопасности и завуч по воспитательной работе. Часто родители даже не знают, что входит в их должностные обязанности и с какими вопросами они могут к ним обращаться за помощью.

В этой статье рассмотрим, что делает социальный педагог и какие у него обязанности в школе.

Кто такой социальный педагог в школе?

Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.

Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Должностные обязанности социального педагога в школе

Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:

  • создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
  • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
  • осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
  • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости
  • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
  • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
  • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ.
Читайте так же:  Какую роспись можно придумать на паспорт

Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

  • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, милиции);
  • собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
  • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
  • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.

Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

  • социализации подростков;
  • профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • пропаганде здорового образа жизни;
  • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.
  • Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень нужна социально-психологическая помощь.

    Социальный работник в школе обязанности

    1. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения: в школе, в семье, по месту жительства и т.д.

    2. Участвует в создании и реализации региональных социально-педагогических программ.

    3. Защищает права и интересы детей и молодежи.

    4. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях.

    5. Ведет работу с семьями социального риска.

    6. Организует учет детей и молодежи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке, находятся в экспериментальных (условиях) ситуациях и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки.

    7. Осуществляет работу по профилактике и предупреждению среди детей и молодежи правонарушений, преступлений, пьянства и наркомании.

    8. Пропагандирует и содействует внедрению среди детей и молодёжи, их семей здорового образа жизни.

    9. Содействует становлению и развитию у детей и молодёжи общечеловеческих ценностей, правил поведения в обществе, правил потребности в самовоспитании и самоконтроле.

    10. Оказывает помощь детям и молодёжи в организации различных видов социально — значимой деятельности свободного времени, трудоустройстве, оздоровлении.

    11. Оказывает консультативную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям и молодёжи.

    12. Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    13. Повышает профессиональную компетентность и мастерство.

    Основные направления в деятельности социального педагога:

    Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

    Социально-педагогическая защита прав ребенка

    Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

    Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

    Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

    Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков

    Система социально-педагогической деятельности социальных педагогов в школе

    Основными направлениями нашей социально-педагогической деятельности являются:

    Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребенка

    Социально-педагогическая защита прав ребенка — выявляем и поддерживаем учащихся нуждающихся в социально — педагогической поддержке.

    Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

    Социально-педагогическая профилактика и коррекция — способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаем уровень правовой культуры учащихся и родителей.

    Организационно-методическая деятельность — проводим анализ своей социально — педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально — педагогическим проблемам, участвуем в городских методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования, участвуем в конкурсах педагогического мастерства: городских, региональных, всероссийских. Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка — эти качества возможно развивать, реализуя компетентностный подход. [33] (см. График №1)

    Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально — значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. [34]

    Читайте так же:  Как поставить на учет земельный участок

    Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы. [35]

    Социально-педагогическая деятельность с учащимися.

    Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Нами разработаны и реализуются различные программы для учащихся, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач.

    Применение технологии позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

    Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем — предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга — отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

    По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах. (см. график №2)

    Следующий этап — поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставим цель, в соответствии с которой формулируем конкретные задачи деятельности и определяем выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе мы определяем как:

    логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.

    логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

    По окончании производим оценку правильности простроенной работы, её эффективность. [36]

    Следуя словам Л.В. Мардахаева о том, что «социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации», получается, что внедрение технологий индивидуального взаимодействия позволяет научно строить нашу социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы:

    групповые занятия [37]

    Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом.

    Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

    индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

    С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

    Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

    Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

    методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.

    Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.

    социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;

    выступление на педагогических советах — рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося.

    социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы в интересах ребенка. [39]

    Социальный педагог

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

    школьного социального педагога:

    u помощь семье в проблемах, связанных с учебой

    и воспитанием ребенка;

    u помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение;

    u привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий, акций;

    u распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;

    [1]

    u консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей, лиц, заменяющих родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций;

    u выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов соответствующих учреждений и организаций;

    u помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

    социального педагога является:

    — предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее;

    — обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, и, таким образом, задача социального педагога — оздоровление окружающей среды ребенка.

    Школьный социальный педагог должен обязательно знать закон РФ “Об образовании”, Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экологическое, демографическое положение в стране, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового диагностирования личности и ее микросреды; навыки анализа программирования социально-педагогической работы, педагогическую этику.

    Читайте так же:  Кто является представителем организации

    Из практических наблюдений и анализа своей работы в школе я пришла к выводу, что базовые умения и качества социальных педагогов вообще должны быть следующими:

    слушать клиента (ученика, родителя) и задавать вопросы;

    проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся;

    проявлять выдержку, понимание проблемы и ситуации;

    деликатность, чувство такта;

    быть коммуникабельным, контактным, уметь “разговорить” клиента, совместно определить пути решения проблемы;

    быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт;

    быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением;

    быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога;

    всегда исходить из позиции гуманизма и милосердия, не осуждать и не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного поведения по отношению к личности или группе людей;

    защищать от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности, унижения;

    находить себе помощников в работе;

    информировать людей о доступности социальных служб для различных групп населения;

    соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, ведения кого-либо в заблуждение, нечестные действия, всегда действовать исключительно в интересах клиента;

    вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы;

    защищать чистоту профессии, уважать и доверять коллегам в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;

    не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную вам;

    стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы.

    Основными методами изучения социальных результатов деятельности социального педагога является:

    наблюдение практической деятельности социального педагога (это формы общения с клиентами, степень удовлетворенности клиента результатами, участие в различных видах деятельности, атмосфера в микросоциуме);

    беседа с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, педагогическими работниками;

    анализ анкет, социологических опросников;

    участие в общем собрании детей, жителей микрорайона, родителей;

    изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации;

    анализ профессиональной социально-педагогической документации.

    Обязательной документацией для социального педагога является:

    1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

    2. Медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов (эти документы относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке).

    3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.

    4. Ежедневный и годовой планы работы.

    Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля. Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь. Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

    Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы. Поэтому было бы не лишним проводить единые собрания хотя бы раз в полугодие всех социальных педагогов школ города. Если важен обмен опытом между социальными педагогами одного города, то обмен опытом в этом направлении между странами бесценен. Такой обмен происходит между городом Тамбовом и городом Терра-Хотом (США, Аризона). Таким образом, решаются и вытекающие из целей задачи этой работы. Но, к сожалению, сегодня есть школы, в которых еще нет социальных педагогов. Но радует то, что его функции частично выполняет заместитель директора по воспитательной работе или некоторые классные руководители. Например, они могут посещать семьи учащихся, могут для себя вести учет неблагополучных семей, проводить собрания и беседы с такими семьями, но у них нет прав осуществлять официальную социальную помощь ученикам. Такие права есть у социальных педагогов. Поэтому их наличие в школе незаменимо. Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут и в них нуждаются.

    Циклограмма работы социального педагога

    муниципального образовательного учреждения

    1. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

    Источники


    1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

    2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

    3. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
    4. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
    5. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
    Социальный работник в школе обязанности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here