Согласно тк рф комитеты по охране труда

Самое важное на тему: "Согласно тк рф комитеты по охране труда". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 217 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

См. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14

См. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. N 7

Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда

Текст статьи 218 ТК РФ в новой редакции.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда .

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 218 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Статья 218 ТК предусматривает создание (помимо службы) по инициативе работодателя и (или) работников либо их представителей паритетного органа из их представителей в целях сотрудничества в сфере охраны труда — комитета или комиссии по охране труда организации. Типовое положение об этом комитете (комиссии) утверждается Минздравсоцразвития РФ, и на его основе разрабатываются и принимаются локальные положения о комитете (комиссии) по охране труда.

§ 2. Комитет (комиссия) по охране труда организации разрабатывает проект соответствующего коллективного договора по разделу «Охрана труда», осуществляет контроль за его выполнением, организует другие совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Комитет (комиссия) организует также проверку условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах этих проверок, организует сбор предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда.

Следующий комментарий к статье 218 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 218 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413, комитет является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

2. Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 января 2001 г. N 7. Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

Читайте так же:  Заявление о возврате исполнительного листа из банка

Остались вопросы по ст 218 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 218 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 — 231)

Раздел X. Охрана труда

См. схему «Охрана труда»

См. комментарии к разделу X

  • Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • Глава 34. Требования охраны труда (ст.ст.211 — 215)
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Глава 35. Организация охраны труда (ст.ст. 216 — 218)
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 — 231)
    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
>
Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Трудовой кодекс

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

СТ 218 ТК РФ.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного
органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе
входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной
организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете
(комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и
работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и
охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок,
сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарий к Ст. 218 Трудового кодекса РФ

1. В соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413, комитет является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

2. Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 января 2001 г. N 7. Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

Читайте так же:  Военные вузы для девочек после 11 класса

Статья 218 ТК РФ — Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 218 (ред. от 02.08.2019)

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

[3]

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарии к СТ 218 ТК РФ

Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда

1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» комитет (комиссия) по охране труда — комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).


Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).

Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).

Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).

Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).

3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.

Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

СТ 212 ТК РФ.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

Комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса РФ

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

Читайте так же:  Состав конкурсной документации по 44 фз
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса. Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям.

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда:

при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

[1]

при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;

при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

при оценке уровня профессиональных рисков;

при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

[2]

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. По ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см. ст. 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 5, 8, 372 и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК РФ, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Читайте так же:  Что делать если заболел в другом городе

Комментарии по ст. 218 ТК РФ

1. Комментируемая статья изложена в редакции ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

2. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек, утверждены Постановлением Минтруда России от 12.10.1994 N 64 . Согласно этим Рекомендациям комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии.

Бюллетень Минтруда РФ. 1994. N 2.

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда

Ст 218 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Комментарий к статье 218 ТК РФ:

1. Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

Создается комитет по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем.

Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

2. Основные задачи, функции и права комитета определены Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413 (Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6).

3. Основными функциями Комитета являются:

4. Для осуществления возложенных функций комитету предоставляются следующие права:

5. Члены комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в 3 года.

6. Члены комитета не реже одного раза в год информируют выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из Комитета и назначать вместо них новых представителей.

7. Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Ст 217 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Читайте так же:  В каком возрасте выдают паспорт в россии

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к статье 217 ТК РФ:

1. Согласно ст 217 ТК РФ, система управления охраной труда в организациях — это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Одним из основных звеньев этой системы является служба охраны труда.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 4). В соответствии с названным актом в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда, в организациях с большей численностью работников — бюро охраны труда со штатом 3 — 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел со штатом от 6 единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше число работников службы охраны труда рассчитывается для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Изменения, внесенные в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, повышают требования к работодателям, осуществляющим производственную деятельность, в части организации службы охраны труда. В частности, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст 217 ТК РФ должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда уже при превышении числа работающих 50 человек. До изменения текста статьи численность работающих должна была превышать 100 человек.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек (вместо численности работников 100 или менее человек, предусматриваемой прежней редакцией), создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Рекомендациями Минтруда России, утв. 8 февраля 2000 г. N 14 (Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2, 3), предлагается возложить на службу охраны труда следующие функции:

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица с квалификацией инженера по охране труда либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, независимо от стажа работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы 3 — 5 лет.

5. Применяя статью 217 ТК РФ следует учитывать, что в производственных организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда; в организациях с меньшей численностью работников и в структурных подразделениях организаций — уголки охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты (уголки) охраны труда. Кабинеты помогают решать проблемы безопасности труда; создают систему информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда; ведут пропаганду охраны труда и др. (Постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 // Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. В целях оказания помощи хозяйствующим субъектам в совершенствовании управления охраной труда в организациях Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст с 1 июля 2009 г. вводится в действие непосредственно в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (вместо государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации»), в котором содержатся практические рекомендации по организации работы по безопасности и гигиене труда.

Хозяйствующим субъектам предоставлено право досрочно применять принятый стандарт.

Источники


  1. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

  2. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.

  3. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
  4. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Согласно тк рф комитеты по охране труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here