Проверка воинского учета в организациях

Самое важное на тему: "Проверка воинского учета в организациях". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

С 19 октября изменятся правила ведения воинского учета в организациях

Syda_Productions / Depositphotos.com

Правительство РФ внесло коррективы в Положение о воинском учете (далее – Положение), которые коснулись в том числе и обязанностей работодателя в данной сфере (постановление Правительства РФ от 9 октября 2019 г. № 1302).

Во-первых, из нормативного акта была исключена обязанность применять для ведения воинского учета личные карточки работников по форме № Т-2. Теперь для этих целей необходимо вести учетные документы, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Минобороны России. Правда, никаких специальных документов для этих целей ведомство пока не разработало, а п. 23 Методических рекомендаций Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2017 г.) и Приложение № 5 к ним по-прежнему предписывают вести для этих целей личные карточки работников по форме № Т-2.

Во-вторых, работодателям теперь предписано проверять у граждан, принимаемых на работу, помимо прочего, наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче).

В-третьих, в Положение было добавлено упоминание о справке, выдаваемой взамен военного билета, как о документе воинского учета, на основании которого ведется воинский учет в организации. Впрочем, фактически никакого нового правового регулирования данное изменение не вносит. Хотя справка взамен военного билета действительно ранее не фигурировала в числе документов воинского учета, перечисленных в Положении, это не значило, что фактически она таким документом не являлась. Еще в приказе Министра обороны РФ от 18 июля 2014 № 495 данная справка была поименована в числе документов воинского учета и определялась основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу (п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета). В 2015 году Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что справка взамен военного билета должна рассматриваться в качестве документа воинского учета (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № АПЛ15-417). А в прошлом году упоминание о данной справке как о документе воинского учета было внесено и в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»о воинской обязанности». Таким образом, работодатели и ранее обязаны были вести воинский учет работников в том числе на основании справок взамен военного билета.

Изменения вступят в силу 19 октября 2019 года.

Путеводитель по кадровому делу: Воинский учет. Проверки ведения воинского учета в организации (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

Путеводитель по кадровому делу:
Воинский учет. Проверки ведения воинского учета в организации

1. Статья 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Организация воинского учета

2. Порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил РФ и военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

3. Положение о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719)

1. Приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение N 4 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

2. План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение N 17 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

3. Расписка в приеме документов воинского учета (Приложение N 14 к Методическим рекомендациям Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях)

4. Унифицированная форма N Т-2 «Личная карточка работника» (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

5. Унифицированная форма N Т-2 ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего» (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

6. Листок сообщения об изменениях сведений о гражданах, состоящих на воинском учете («Кадровик.ру»)

2. Контроль ведения воинского учета (журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 4, апрель 2016 г.)

3. Ведение воинского учета: кто и как проверит? («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2015 г.)

4. Контроль за осуществлением государственными (муниципальными) учреждениями воинского учета («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», N 11, ноябрь 2014 г.)

5. Проверки ведения воинского учета («Отдел кадров коммерческой организации», N 8, август 2014 г.)

6. Проверка военкоматом: готовим документы («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 4, апрель 2014 г.)

7. Воинский учет: что должен знать работодатель? («Отдел кадров коммерческой организации», N 11, ноябрь 2012 г.)

8. Организуем воинский учет («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», N 9, сентябрь 2012 г.)

9. Готовимся к проверке соблюдения порядка ведения воинского учета («Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», N 8, август 2012 г.)

Решения практических ситуаций

Ситуация 1: При приеме на работу мужчина 40 лет не представил военный билет — сказал, что потерял. Должны ли мы сообщить об этом в какие-либо органы, например военкомат? (журнал «Отдел кадров коммерческой организации», N 12, декабрь 2015 г.)

Ситуация 2: Я работаю с ноября 2012 года менеджером по персоналу в коммерческой организации. При приеме на работу мне не передавали акта приема-передачи личных дел, трудовых книжек и прочего. Также меня не ознакомили с должностной инструкцией (у нас есть отдельный специалист по стандартам и квалификации, который в соответствии со своей должностной инструкцией обязан составлять и утверждать все должностные инструкции). Есть только доверенность, в которой говорится, что мне предоставлено право ведения трудовых книжек, личных дел, и взаимодействие с ПФР и ФСС. В январе 2014 года мне объявили выговор приказом (за некорректное. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Читайте так же:  Коммерсант реестр требований кредиторов

Ситуация 3: Обязательно ли сообщать о сотрудниках данные в военкомат? Если не сообщали, какой штраф грозит и проверяют ли инспекторы это на практике? Этим вопросом никогда не занималась, подскажите с чего начинать? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Путеводитель по кадровому делу

Подготовлен экспертами компании «Гарант»

Путеводитель по кадровому делу включает тематические подборки правовых норм, судебной практики, разъяснений государственных органов власти, аналитических материалов, практических ситуаций, а также форм документов и образцов их заполнения.

Быстро разобраться с кадровым вопросом Вам помогут:

— одновременное наличие различных видов информации по интересующей проблеме,

— актуальные специально отобранные материалы.

Плановая проверка из военкомата: что могут посмотреть

Если в организации осуществляет трудовую деятельность хотя бы одно военнообязанное лицо, то организация должна обеспечить ведение воинского учета. Данный вывод можно сделать исходя из анализа положений Федеральных законов от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ); Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение), а также из Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ от 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации).

Согласно п. 9, 54 Положения за состояние воинского учета, осуществляемого в организации, отвечает ее руководитель.

Проверка ведения воинского учета в организации осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления (в том случае, если в поселениях отсутствуют военные комиссариаты) (п. 3 Положения).

О плановой проверке военный комиссариат (военкомат) уведомляет организацию не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Как правило, это осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа военного комиссара заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)).

В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания для проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю (ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Распоряжение/приказ вручается руководителю организации под подпись (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Перечень проверяемых военкоматами документов установлен в п. 39 Методических рекомендаций. К ним относятся:

  • приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  • план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек (унифицированная форма № Т-2) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Особое внимание уделяется правильности заполнения раздела II личных карточек, в который вносятся сведения о воинском учете.

Ответственность за неведение воинского учета установлена в главе 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Административный штраф в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Административный штраф в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Административный штраф в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Приложение N 2. Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций

Приложение N 2
к Инструкции (п. 4)

Порядок
осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций

Читайте так же:  Случайно отправил деньги не на ту карту

1. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляют контроль за ведением воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) объединенных стратегических командований военных округов и военных комиссариатов или по отдельным планам.

2. Штабы военных округов и военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов и отделов (муниципальных).

3. Отделы (муниципальные) и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.

4. Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:

а) организация осуществления воинского учета в организациях;

б) полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма N Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС) (далее — личные карточки) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

[1]

5. Организация осуществления воинского учета в организациях оценивается:

«удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и иными служебными документами требования по организации осуществления воинского учета; документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с отделами (муниципальными), органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов (муниципальных) и (или) органов местного самоуправления;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

6. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оцениваются:

«отлично», если отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету*, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

«хорошо», если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления не превышает 5% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

«удовлетворительно», если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления составляет от 5 до 10% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

7. Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организациях оценивается:

«отлично», если организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», а полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, — «отлично»;

«хорошо», если организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно», полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, — «хорошо»;

«удовлетворительно», если организация осуществления воинского учета и полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценены не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

8. Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему Порядку), которые ведутся в отделах (муниципальных), в органах местного самоуправления и в организациях.

9. При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями начальники отделов (муниципальных) (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава (призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса) от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан.

Ведение воинского учета: кто и как проверит?

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 1

Ведение воинского учета должно осуществляться в любой организации, где работают военнообязанные лица. Причем большинство работодателей знают о такой обязанности, однако не соблюдают ее, считая, что это не так уж и важно, да и штрафы являются несущественными. Тем не менее в компанию могут пожаловать контролеры для проведения проверки осуществления воинского учета. Кто может проводить такую проверку? Как часто? Каков порядок ее проведения? Какая ответственность предусмотрена для работодателей за отсутствие или некачественное ведение воинского учета? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы в статье.

Читайте так же:  Как вшить вкладыш в трудовую книжку

Нормативное регулирование

Прежде всего назовем те законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют ведение организациями воинского учета:

[2]

  • Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение);
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, подготовленные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2008 г. (далее — Методические рекомендации);
  • Приказ Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719» (далее — Порядок);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

[3]

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных (граждан, не пребывающих в запасе, подлежащих воинскому учету) и мобилизационных (граждан, пребывающих в запасе, подлежащих воинскому учету) людских ресурсов.

Воинский учет работающих в организациях — это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций мероприятий по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях, проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время, оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Согласно п. 14 Методических рекомендаций воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также которые проходят службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

В силу п. п. 9 и 54 Положения за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Кто подлежит воинскому учету?

В п. п. 14 и 15 Положения определены категории граждан, которые подлежат воинскому учету в организациях, а также категории граждан, которые воинскому учету не подлежат. Назовем тех, кого работодатели обязаны учитывать:

Кто и в каком порядке будет проводить проверку?

Согласно п. 3 Порядка ведение воинского учета в организациях проверяется военными комиссариатами и органами местного самоуправления. Последние в основном осуществляют проверки в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов.

Отметим: если численность работников организации превышает 500 человек, проверки ведения воинского учета должны проводиться ежегодно, если же количество работников меньше указанного числа — не реже раза в три года.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные (ст. ст. 9 — 12 Закона N 294-ФЗ).

Итак, для проведения проверки должностное лицо комиссариата должно предъявить приказ или распоряжение о проведении проверочного мероприятия, а также служебное удостоверение.

Обратите внимание! О плановых проверках военкомат уведомляет организацию не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения или приказа военного комиссара соответствующего военкомата заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, названные в ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, в том числе:

  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания для проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю.

Такое распоряжение (приказ) вручается руководителю организации под подпись (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Что обычно проверяют?

Документы по воинскому учету, которые должны быть в организации, названы в п. 39 Методических рекомендаций. Именно их потребуют должностные лица военкомата. Это:

  1. приказ «Об организации воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе». В данном документе определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан. Форма приказа приведена в Приложении 4 к Методическим рекомендациям.

Проект данного приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военкоматов;

К сведению. Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должности, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.

Перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, также производятся, как правило, по согласованию с военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы. На период временного отсутствия работника, ответственного за ведение воинского учета, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для выполнения работы по воинскому учету и бронированию граждан.

  1. план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Согласно п. 37 Методических рекомендаций организации в течение всего календарного года разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (согласно Приложению 17 к Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования.
Читайте так же:  Переплата за электроэнергию в квитанции

Приведем пример такого плана ниже:

Отметка о выполнении

Постановка на воинский учет граждан, принятых на работу. Проверка у граждан наличия отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета и отметок военного комиссариата о постановке на воинский учет, заполнение на них личных карточек

В дни приема на работу

Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу

В дни увольнения

Внесение в личные карточки сведений об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья (получении инвалидности)

Как организовать воинский учет на предприятии

Все работодатели, за исключением индивидуальных предпринимателей, обязаны вести воинский учет своих сотрудников. Этот трудоемкий процесс нередко вызывает много вопросов даже у опытных кадровиков. Как организовать учет военнообязанных на предприятии и какую отчетность следует представлять в комиссариат, читайте в нашем материале.

Сверяемся с «уставом»

Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
  • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).

Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.

Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.

Проверяем документы, инспектируем личные карточки

Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:

  • пребывающие в запасе;
  • старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
  • окончившие военные кафедры при вузах;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.

Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр. У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

Передаем информацию в комиссариат

Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.

И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Программа Контур-Персонал автоматически выстраивает отчетные формы № 6, 16, 18.

Своевременно сдаем отчеты по форме

Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету. Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов. В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.

Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесь в военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.

О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.

Воинский учет: что проверяет военкомат?

Обязаны ли организации вести воинский учет? Как часто кадровик должен сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями об этих работниках в документах воинского учета военкоматов? Подлежат ли воинскому учету женщины?

Проверить, кто из ваших работников подлежит воинскому учету, помогут пункты 14 и 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее – Положение о воинском учете).

Что проверяет военкомат?

Проведение проверок за осуществлением воинского учета в компании регулируется приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 г. № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719».

www.kdelo.ru

При проведении контроля за ведением воинского учета в компании проверяют*:

  1. полноту охвата граждан воинским учетом;
  2. качество ведения воинского учета в компании;
  3. достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан;
  4. организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
  5. выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.
Читайте так же:  Как вернуть деньги за проезд пенсионерам

  1. в организациях с численностью работающих свыше 500 человек – ежегодно;
  2. в остальных – не реже одного раза в три года.

Результаты проверок отражают в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил (ведутся в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях) и доводят до руководителей компаний.

Документы в тему

Поможет вам

Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 Узнать порядок проведения воинского учета Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ Ознакомиться с рекомендациями по ведению воинского учета Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Уточнить требования к ведению воинского учета

Как правильно вести воинский учет в компании

Руководитель организации своим приказом назначает работников, ответственных за ведение воинского учета в компании, в том числе бронированию граждан. При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы**.

При приеме на работу нового сотрудника специалисту службы кадров необходимо***:

  • убедиться, что в его паспорте есть отметка об отношении к воинской обязанности, а в документе воинского учета – отметка о постановке гражданина на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
  • заполнить личную карточку в соответствии с документами воинского учета;
  • разъяснить гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

www.kdelo.ru

Воинский учет работников ведется в разделе втором личной карточки формы № Т-2****, утвержденной Госкомстатом России*****.

Направляем информацию о работниках в военкомат

Ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета для кадровика приведена в таблице на стр. 73. Ответственность за неисполнение иных обязанностей закон не устанавливает. Например, работники, ответственные за ведение воинского учета в организации, также должны не реже раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления******.

Какие обязательные сведения и в какой срок необходимо представлять в военкомат

Срок

Две недели

– Сведения о принятых на работу/уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;

– сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, внесенные в личные карточки

Административный штраф от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ) Ежегодно до 1 ноября Списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.1 КоАП РФ)

Ежегодно

в сентябре

Списки мужчин 15 и 16 лет Административный штраф от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.1 КоАП РФ)

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Галина МЕРЕЖКИНА,

бухгалтер с совмещением обязанностей инспектора отдела кадров МУП «Красноярское ЖКХ» (пгт «Красный Яр» Волгоградской области):

– За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Евгений ТИТОВ,

начальник отдела кадров ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (г. Канаш, Чувашская Республика):

– Нередко работодатели отказывают работнику в приеме на работу из-за отсутствия у него документов воинского учета либо отсутствия в них отметки о постановке на воинский учет. Однако трудовое законодательство не содержит оснований для отказа в приеме на работу в этих ситуациях. Такому работнику следует:

  1. во-первых, разъяснить его обязанность по постановке на воинский учет и рассказать об ответственности за ее неисполнение;
  2. во-вторых, проинформировать военкомат об отсутствии у работника документов воинского учета либо отсутствии в них отметки;
  3. в-третьих, принять все необходимые меры для постановки на воинский учет такого работника.

Елена МОСКВИНА,

менеджер по персоналу ООО «Морон» (г. Нижний Новгород):

– За нарушения в области воинского учета предусмотрены административные штрафы. Так, непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, может стоить работнику, ответственному за ведение воинского учета, штрафа в размере 300–1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). А если руководство компании не сочло нужным отпустить работника в военкомат по повестке, то за это ему грозит штраф в размере 500–1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

* Подробно о системе оценки проверок ведения воинского учета можно прочитать в электронной версии статьи на сайте www.kdelo.ru.

** Пункт 22 Методических рекомендаций.

*** Пункт 30 Положения о воинском учете.

**** Утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

***** Пункт 27 Положения о воинском учете.

Видео (кликните для воспроизведения).

****** Подпункт «д» п. 32 Положения о воинском учете.

Источники


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  3. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  4. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Проверка воинского учета в организациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here