Право на образование относится к правам

Самое важное на тему: "Право на образование относится к правам". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 5 . Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

[2]

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

См. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

О стипендиях Президента РФ и Правительства РФ см. справку

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Право на образование относится к правам

П раво на образование гражданам Российской Федерации гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Конституция РФ как источник права на образование

В ч.1 статьи 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование:

в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Право на образование — это право человека на получение:

определенной суммы знаний,

необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием в Конституции РФ понимается:

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность:

[1]

основного общего и

среднего профессионального образования

в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого.

В ч.3 статьи 43 Конституции РФ государство гарантирует:

получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

гражданам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени;

послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

В ч.4 статьи 43 устанавливается:

что основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными;

основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы;

в 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию;

конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих.

Частью 5 статьи 43 предусматривается:

что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты;

государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом;

федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;

применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации;

федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план;

при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Статья 43 Конституции РФ

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Читайте так же:  Секретарь суда что входит в обязанности

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии:

с законодательством Российской Федерации и

нормами международного права.

Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В ст.1 Закона об образовании сфера образования рассматривается в качестве приоритетной, требующей первоочередного обеспечения.

В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

единство федерального, культурного и образовательного пространства;

защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

автономность образовательных учреждений.

Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

Часть 3 статьи 5 Закона «Об образовании» возлагает на государство гарантировать общедоступность и бесплатность:

среднего (полного) общего образования и

начального профессионального образования.

Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо:

от расы, национальности, языка, пола, возраста;

социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения;

отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование:

по признакам пола,

могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона «Об образовании».

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.):

Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке,

а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании».

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании».

Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:

общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

дополнительного образования детей и других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является:

муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений:

освобождаются от уплаты всех видов налогов,

включая плату за землю.

Негосударственные образовательные учреждения:

вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги,

в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим:

размер платы за обучение и иные условия.

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования:

возмещаются гражданину государством,

в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи:

государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования;

категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

Статья19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования:

лишь до достижения обучающимся 15 летнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее;

получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается 18 летним возрастом обучающегося;

для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен;

по взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 15 летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании»:

Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом;

Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты:

являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования;

Видео (кликните для воспроизведения).

государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах:

Читайте так же:  Постановление 713 о регистрации граждан

в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства;

в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке;

при этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 «О правилах приема в ОУ» на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Читайте так же:  Вопрос о продлении временной регистрации

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Образовательное право и ФГОС — тесты для Педкампус с ответами

1. По сферам жизнедеятельности права человека делятся на:
+ личные
+ публичные
духовно-политические
материальные

2. Укажите верное утверждение:
+ Право на образование существует вне зависимости от государственной воли.
Право на образование существует только благодаря государственной воли.

3. В России государство (выберите все верные варианты ответа):
+не может даровать право на образование гражданам
может в редких случаях (при ограничениях личности) не даровать право на образование гражданам
устанавливает монополию на образование
+обязано всеми доступными средствами способствовать реализации права на образование

4. Право на образование является:
+ личным
+ социальным
+ культурным

5. Обучающимся и педагогическим работникам предоставляются следующие академические права и свободы:
+ право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения
+ право на участие в формировании содержания своего профессионального образования
+ свобода преподавания
+ право на творческую инициативу
+ право на участие в экспериментальной и международной деятельности

6. Право на образование закреплено как право человека:
+ как на национальном, так и на международном уровнях
Только на национальном уровне
Только на международном уровне

7. Согласно какой статье Конституции РФ «каждый имеет право на образование»?
Ст. 18
+ ст. 43
Ст. 4
Ст. 27

8. Укажите, что из ниже перечисленного представляет собой ключевые элементы образования РФ (согласно законодательству):
+ образовательные программы различного вида, уровня и /или направленности
+ организации, осуществляющие образовательную деятельность
+ педагогические работники
+ обучающиеся
+ родители обучающихся
+ организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности

9. Что включает в себя образовательная программа?
+ учебный план
+ календарный учебный график
Смену учебного процесса
+ рабочие программы учебных процессов, курсов, дисциплин

10. Образовательная организация – это:
+ некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
+ Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение

11. Основные общеобразовательные программы – это:
+ образовательные программы дошкольного образования
+ образовательные начального общего образования
+ образовательные программы основного общего образования
+ образовательные программы среднего общего образования
образовательные программы высшего образования
образовательные программы среднего профессионального образования
образовательные программы начального профессионального образования

12. Образовательные программы среднего профессионального образования – это:
+ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
+ программы подготовки специалистов среднего звена
Образовательные программы начального общего образования
Образовательные программы основного общего образования

13. Образовательные программы высшего образования включает в себя:
+ программы бакалавриата
+ программы специалитета
+ программы магистратуры
+ программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

14. Дополнительные профессиональные программы включают в себя:
+ программы повышения квалификации
+ программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Программы переподготовки рабочих, служащих

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
Реализуют образовательные программы только самостоятельно
Не могут использовать модульный принцип содержания образовательной программы
+ вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
+ реализуют образовательные программы в организациях или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность

16. К образовательным организациям в РФ относятся:
+ дошкольная образовательная организация
+ общеобразовательная организация
+ профессиональная образовательная организация
+ образовательная организация высшего образования
+ организация дополнительного образования
+ организация дополнительного профессионального образования
Организации, осуществляющие образовательную деятельность

17. К академическим правам обучающегося относятся следующие:
+ право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность
Право на выбор формы получения образования и формы обучения
+ право на обучение с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающегося
+ право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Право на признание неполного высшего образования, полученного до 29 декабря 2012 г. В качестве полного высшего образования (на уровне бакалавриата)

18. Как называется основной закон в России, регулирующей сферу образования?
+ «Об образовании в Российской Федерации»
«Об образовании»
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
«Об образовании и науке в Российской Федерации»

19. Укажите закон, на основании которого регулируется докторантура:
«Об образовании в РФ»
«Об образовании»
+ «О науке и государственной научно-технической политике»
«Об образовании и науке»
«О науке»

Право на образование (ст. 43 Конституции России)

Право на образование занимает центральное место среди куль­турных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользо­вание достижениями культуры, а также свобода культурного, на­учного и технического творчества.

Под образованием понимается целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяю­щие, должны обеспечивать получение детьми основного общего об­разования.

Получение высшего профессионального образования может осу­ществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что при неизменности конституционных норм система образования в настоящее время модернизируется.

Одним из элементов подобной модернизации является введение Единого государственного экзамена. Для системы высшего професси­онального образования также характерны определенные изменения, вызванные присоединением к Болонской декларации. Соответствую­щие изменения сводятся, в том числе к введению двухступенчатой системы обучения, включающей бакалавриат и магистратуру (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры).

Основные законодательные акты:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный закон «О высшем и послевузов.

[3]

Помогите с обществознанием, пожалуйста. Очень срочно!

Напишите, к какой группе прав (1-личные или гражданские права; 2-Политические права; 3-Социально-экономические права; 4-Культурные права) относятся следующие права:

Читайте так же:  Ребенок просит перевести в другую школу

1. Право на жизнь.

2. Право принимать участие в управлении страной.

3. Право на образование.

4. Право владеть имуществом.

5. Право на участие в выборах.

6. Право на свободу литературного, художественного и технического творчества.

7. Право на отдых, на досуг.

8. Право на личную неприкосновенность.

9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

10. Право на равную оплату за равный труд.

11. Право на свободу убеждения.

12. Право на участие мирных собраний.

Вопрос№31. Права человека в области образования и культуры

1. Общее понятие прав в области образования и культуры

2. Содержание прав в области образования и культуры

1. Права человека в области образования и культуры определяют положение индивидуума в области получения знаний, профессионального развития, творческой самореализации и пользования материальным и духовным наследием человеческой цивилизации. К основным правам в области образования и культуры относятся:

право на образование;

право на участие в культурной жизни.

Право на образование включает:

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

право бесплатно получить высшее образование на конкурсной основе (в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии);

установление государством общеобязательных образовательных стандартов;

обязанность получить основное общее (в программе 9 классов школы или приравненное к нему) образование (подтверждается аттестатом).

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях образование носит светский и демократический характер.

Основными видами образовательных учреждений в России являются:

дошкольные (детские сады);

общеобразовательные (начального, основного общего, среднего (полного) общего образования — школы);

начального профессионального образования (ПТУ);

среднего профессионального образования (техникумы);

высшего профессионального образования (ВУЗы);

послевузовского профессионального образования.

Материальной гарантией права на образование является ежегодное выделение на нужды образования около 10% суммы национального дохода.Помимо бесплатного (государственного, муниципального), в Российской Федерации предусмотрена возможность получения образования в частных образовательных учреждениях на платной основе.

Право на свободу творчества составляют:

свобода литературного, художественного, научного, технического и иного творчества;

охрана государством интеллектуальной собственности.

Свобода творчества подразумевает, что ни государство, ни общественные организации, ни творческие союзы (например, союз писателей, художников, кинематографистов и др.) не имеют права контролировать творческие процессы, навязывать свои стандарты (например, стили — социалистический реализм и др.).

Свобода творчества может быть ограничена в случае пропаганды твор ческим работником:

иных действий, нарушающих общественную нравственность.

Разновидностями права интеллектуальной собственности являются ав торское и патентное права. Авторское право на созданные художествен ные произведения сохраняется за автором в течение всей жизни и 5 лет после его смерти. Патентное право (например, на изобретение сохраняется в течение 20 лет после получения патента (регистрации данного изобретения, влекущей возникновение прав изобретателя). Каждый человек в России имеет право участвовать в культурной жизни (посещать музеи, библиотеки, выставки, театры и т. д.).

ВОПРОС№32. Политические права граждан РФ.

Право на образование относится к правам

Право на образование продекларировано в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, закреплено в статьях 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьях 28 и 29 Конвенции о правах ребёнка, в статье 2 Первого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в статье 17 Пересмотренной Европейской социальной хартии, в статье 13 Сан-Сальвадорского протокола к Американской Конвенции о правах человека, в статье 17 Африканской хартии прав человека и народов, в статье 11 Африканской хартии прав и благосостояния ребёнка. Закреплено в статье 43 Конституции России, статье 112 Конституции Латвии.

Судебная практика

К важнейшим делам о праве на образование (чаще всего — о запрете дискриминации в пользовании им) в международных судебных органах относятся ряд решений Постоянной палаты международного правосудия о школах меньшинств в Польше [2] и Албании [3] , Belgian linguistic case (англ.) (1968), Kjeldsen, Busk Madsen and Pedersen v. Denmark [4] (1976) и Д. Х. и другие против Чехии (англ.) (2007) в Европейском Суде по правам человека, дела Hartikainen v. Finland [5] (1981) и Уолдмен против Канады (англ.) (1999) в КПЧ ООН.

В Верховном суде США к таким делам относятся Майер против Небраски (англ.) (1923), Пирс против Сестринского общества (англ.) (1925), Браун против Совета по образованию (1954), Гриффин против Школьного совета графства Принс-Эдвард (англ.) (1964), Грин против Школьного совета графства Нью-Кент (англ.) (1968), Висконсин против Йодера (англ.) (1972) Независимый школьный округ Сан-Антонио против Родригеса (англ.) (1973), Школьный округ Айленд-Триз против Пико (1982), Плайлер против Доу (англ.) (1982), в Конституционном суде Латвии — дела о статьях 9 [6] (2005) и 59 [7] (2005) Закона об образовании.

Статья 22 Декларации прав человека и гражданина якобинской Конституции I года (1793) ставила задачей общества доступность образования для каждого. [8] Статья 157 германской Конституции Паульскирхе 1848 года предусматривала бесплатность начального образования.

Первой право на образование на конституционном уровне закрепила Мексика (в 1917 году [9] ).

В России доступ к образованию был признан на конституционном уровне задачей государства статьей 17 Конституции РСФСР 1918 года. Право на образование с указанием на обязательства государства было впервые закреплено статьей 121 Конституции СССР 1936 года, статьей 45 Конституции СССР 1977 года.

Литература

Примечания

  1. http://www1.umn.edu/humanrts/russian/gencomm/Rescgencom13.html «Право на образование». Замечание общего порядка № 13 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам], 1999
  2. Решения ППМП о немецких школах в Верхней Силезии: 1928, 1931 (англ.)
  3. PCIJ advisory opinion in case «Minority schools in Albania», Greece v. Albania (англ.)
  4. Кьелдсен (Kjeldsen), Буск Мадсен (Busk Madsen) и Педерсен (Pedersen) против Дании. Судебное решение от 7 декабря 1976 г. (выдержки)
  5. Соображения КПЧ ООН по сообщению № 40/1978 (англ.)
  6. Решение КС Латвии по делу № 2004-18-0106
  7. Решение КС Латвии по делу № 2005-02-0106
  8. Declaration of the Rights of Man and Citizen from the Constitution of Year I (1793) (англ.)
  9. Право на образование // Большой юридический словарь ОНЛАЙН
  • Специальный докладчик ООН по праву на образование (англ.)
  • Проект «Право на образование» (англ.)
  • «План мероприятий по начальному образованию». Замечание общего порядка № 11 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, 1999
  • «Право на образование». Замечание общего порядка № 13 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, 1999
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, ЮНЕСКО, 1960 и протокол об учреждении комиссии примирения и добрых услуг к данной конвенции, 1962
  • Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование и пояснительная записка, ОБСЕ, 1996
  • Комментарий по вопросам образования в свете Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Совет Европы, 2006
  • Право на образование согласно Европейской социальной хартии, 2006 (англ.)
Читайте так же:  Где оставить жалобу на врача поликлиники
Права человека
Фундаментальные концепции и категории
Понятия, которые могут рассматриваться как права человека
Гражданские
и политические Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на судебную защиту • Право на юридическую помощь • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование

• Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей

Репродуктивные Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов Война и вооружённый конфликт Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен Международное право прав человекаМеждународные институты и организации по правам человека

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Право на образование» в других словарях:

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Конституция СССР … Демографический энциклопедический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает… … Профессиональное образование. Словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах.В демократических государствах П. на о, в широком … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — – одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закреплённых Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования,… … Советский юридический словарь

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или… … Энциклопедический словарь конституционного права

право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем… … Большой юридический словарь

Видео (кликните для воспроизведения).

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917г., причем… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источники


  1. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  2. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  3. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  4. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.
  5. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Право на образование относится к правам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here