Порядок забора технической воды из реки

Самое важное на тему: "Порядок забора технической воды из реки". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод»

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223
«О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод»

Об установлении лимитов водопользования см. справку

В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности (далее — лимиты), а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации, являющиеся частью лимитов (далее — квоты), до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов.

2. Лимиты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании сведений и предложений, представляемых в Федеральное агентство водных ресурсов его территориальными органами, водохозяйственных балансов, сведений о водном объекте и водопользовании, в том числе содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков с учетом режима, состояния, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта.

3. Квоты устанавливаются на период с 2010 по 2012 год и на период с 2013 по 2014 год с разбивкой по годам на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные органы) на установление квот (далее — заявки). Заявки представляются в соответствующий территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов до 15 сентября 2009 г. и до 15 сентября 2012 г. на соответствующий период.

В заявках указываются ежегодные потребности субъекта Российской Федерации в использовании водных объектов, расположенных на его территории в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, для забора (изъятия) водных ресурсов (по целям их использования) и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, с учетом заключенных договоров водопользования, принятых решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, по которым сохраняются права водопользования до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

4. Территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов:

[3]

а) рассматривают заявки с учетом водохозяйственных балансов, сведений о водопользовании, содержащихся в государственном водном реестре и формах федерального государственного статистического наблюдения за использованием воды, сведений о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков, норм водопотребления и водоотведения для целей водопользования;

б) обобщают указанные в заявках потребности субъектов Российской Федерации в использовании водных объектов, расположенных на их территориях в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, для забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, а также не указанные в заявках потребности участников водных отношений в использовании водных объектов;

в) представляют обобщенные сведения и предложения по установлению лимитов и квот (далее — обобщенные сведения) в Федеральное агентство водных ресурсов до 15 октября года, предшествующего периоду, на который устанавливаются эти квоты.

5. Федеральное агентство водных ресурсов:

а) до 15 декабря 2009 г. и до 15 декабря 2012 г. устанавливает лимиты и квоты и не позднее 31 декабря соответствующего года доводит их до сведения субъектов Российской Федерации;

б) изменяет установленные лимиты и квоты в связи с изменением состояния, режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водного объекта, а также при обращении уполномоченных органов о необходимости (с обоснованием) изменения установленных квот.

6. Представление заявок и установление квот на 2009 год осуществляются в следующем порядке:

а) уполномоченные органы до 1 апреля 2009 г. в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего постановления представляют заявки;

б) территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления рассматривают заявки и до 1 мая 2009 г. представляют обобщенные сведения;

в) Федеральное агентство водных ресурсов до 1 июня 2009 г. рассматривает представленные его территориальными органами обобщенные сведения, устанавливает квоты на 2009 год и до 20 июня 2009 г. доводит их до сведения субъектов Российской Федерации.

7. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации до 1 августа 2009 г. утвердить методические указания по установлению квот на 2010 год и последующие годы, а также форму заявки на этот период.

8. Признать утратившим силу пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 651).

Председатель Правительства
Российской Федерации

10 марта 2009 г.

Определен порядок установления лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод.

Эти лимиты и квоты до утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) будет устанавливать Федеральное агентство водных ресурсов. Ранее предусматривалось, что до утверждения таких схем должны использоваться лимиты водопользования (водопотребления, водоотведения), существовавшие до введения в действие Водного кодекса РФ.

Лимиты планируется утверждать на периоды с 2010 по 2012 гг. и с 2013 по 2014 гг. с разбивкой по годам. В их основу будут положены сведения и предложения от территориальных органов Росводресурсов, водохозяйственных балансов, сведения о водном объекте и водопользовании, о заборе (изъятии) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков. При этом должны учитываться режим, состояние, физико-географические, морфометрические и другие особенности водного объекта.

Читайте так же:  Со скольки лет можно ездить на питбайке

Квоты будут устанавливаться на те же периоды на основании заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Заявки должны представляться в территориальный орган Росводресурсов до 15 сентября 2009 г. и до 15 сентября 2012 г. на соответствующий период.

Вышеназванное Агентство сможет корректировать установленные лимиты и квоты в связи с изменением состояния, режима, особенностей водного объекта, а также при обращении уполномоченных региональных госорганов о необходимости (с обоснованием) изменения установленных квот.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 24 марта 2009 г. N 10, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 11 ст. 1318

Законно ли требование Росприроднадзора о разрешительных документах на право пользования водным объектом?

У предприятия Самарской области в лесной зоне на реке Уса имеется база отдыха, построенная 40 лет назад. Земля в аренде. Для целей пожаротушения от берега в глубину реки на 30 метров существует на сваях пирс — где установлена мотопомпа для забора воды из реки и соединена сухотрубом с общим пожарным водоводом на земле. На территории есть глубинная скважина, подающая электронасосом воду в пожарный водовод. Пирс никогда не оформлялся, документов и схем нет. Проходу людей по берегу не мешает. Воды нам от скважины в случае пожара не хватает, тогда включаем помпу.

Вопрос: Росприроднадзор предъявил претензию, что у нас нет разрешительных документов на право пользования водным объектом, — по поводу законности размещения пирса. Законно ли их требование?

В соответствии со ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

В соответствии с ч.5 ст.68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

В данном случае имеется территория организации (базы отдыха) и расположенный на ней комплекс зданий и сооружений класса Ф1.2 по функциональной пожарной опасности (спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов) (ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013)).

Соответственно, данный объект (база отдыха) должен иметь наружное противопожарное водоснабжение.

Учитывая, что данный объект расположен вне населенного пункта (отсутствуют наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами), в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения возможно использовать как противопожарные резервуары, так и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В соответствии со ст.53 Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2013) забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

В соответствии с п.9.4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (в редакции от 09.12.2010) водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

В соответствии с ч.1 ст.110 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 02.07.2013) пожарные мотопомпы должны осуществлять забор и подачу воды к очагу пожара из водопроводной сети, емкостей и (или) из открытых водоисточников с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара.

Соответственно, данный объект (база отдыха) должен иметь наружное противопожарное водоснабжение.

Учитывая, что данный объект расположен вне населенного пункта (отсутствуют наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами), в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения возможно использовать как противопожарные резервуары, так и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Водопользование

Водопользование — это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов. Водным фондом называют совокупность всех водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный фонд включает все водные объекты, как поверхностные, так и подземные. Таким образом, понятия «водный фонд» и «водные ресурсы» можно считать тождественными.

На территории Российской Федерации водопользование регламентируется Водным кодексом РФ. На рис. 2.6 приводится классификация видов водопользования.

Читайте так же:  Температура водопроводной холодной воды

Рис. 2.6. Виды водопользования

Как видно из рис. 2.6, водопользование можно разделить на водопользование с забором воды из водного объекта и без забора воды. Водопользование с забором воды осуществляется в первую очередь на нужды сельского хозяйства для орошения сельскохозяйственных полей, на выращивание скота, в коммунально-бытовых целях, на нужды промышленности. Без забора воды — в интересах транспорта, например перевозки по внутренним и морским водным путям, в целях выработки электроэнергии на ГЭС, в рекреационных целях.

В свою очередь, в случае водопользования с забором воды могут быть два варианта: с возвратом и без возврата воды в водный объект. Как правило, отсутствие возврата воды связано с нуждами растениеводства, так как вода либо испаряется в процессе использования, либо включается в состав продукции растениеводства, становясь частью овощей, фруктов и т.д. Если вода все же возвращается в водный объект, то, как правило, ее качество становится в определенной степени хуже, чем было до использования. Примером такого возврата могут быть коммунально-бытовые и промышленные стоки. Такое водопользование приводит к загрязнению водных объектов.

Помимо названных видов, водопользование может разделяться на совместное и обособленное. Обособленное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в частной собственности. Пользование водным объектом при этом ограничивается определенным кругом лиц по усмотрению собственника водоема. Следует отметить, что согласно действующему законодательству водные объекты естественного происхождения на территории Российской Федерации не могут быть в частной собственности. В случае совместного водопользования правом водопользования применительно к конкретному водоему пользуются все граждане.

Для осуществления некоторых видов водопользования необходимо заключение договора с местными органами власти на пользование водным объектом. Договоры водопользования заключаются на срок не более 20 лет по каждому водному объекту. Закон не требует заключения договора водопользования, если водный объект предполагается использовать для целей судоходства, нерегулярного взлета и посадки летальных аппаратов, рыболовства и рыбоводства, тушения пожаров, полива сельскохозяйственных культур, проведения научных исследований и т.д. Не оформляется договор водопользования и в случае эксплуатации подземных водоносных горизонтов путем бурения скважин на воду. Однако если водный объект предоставляется в пользование на принципе аренды, используется в целях гидроэнергетики или для сброса жидких отходов, то заключение договора необходимо.

Применительно к водопользованию употребляют следующие основные термины:

  • • акватория — водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • • водные ресурсы — поверхностные и подземные воды, находящиеся в пределах водных объектов, освоенные или доступные для использования;
  • • водный объект — водоем естественного или искусственного происхождения, водоток или иной объект, обладающий определенным водным режимом.

В зависимости от характера водопользования водоемы можно подразделить на водоемы хозяйственно-питьевого, рекреационного и культурно-оздоровительного назначения, а также водоемы рыбохозяйственного назначения. В свою очередь, водоемы рыбохозяйственного назначения можно подразделить еще на три категории: водоемы высшей, первой и второй категории. Водоемы рыбохозяйственного назначения высшей категории являются, как правило, местами обитания особо ценных видов рыб, а также местами размножения этих видов водных биологических ресурсов. Ко второй категории водоемов рыбо- хозяйственного назначения относят водоемы, являющиеся местами нереста видов рыб, не относящихся к особо ценным. Остальные рыбо- хозяйственные водоемы относятся к третьей категории.

На территориях, примыкающих к водным объектам, выделяют так называемые водоохранные зоны. Водоохранной зоной называют территории, примыкающие к акватории поверхностных водных объектов. Ширина водоохраной зоны определяется характеристиками водных объектов. Минимальная ширина водоохранной зоны для озер зависит от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км 2 ширина водоохранной зоны должна быть минимум 50 м; больше 2 км 2 — минимум 500 м. Для рек минимально допустимая ширина водоохранной зоны зависит от протяженности русла от истока до устья. Если длина реки не превышает 10 км, то минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м; при длине водотока от 11 до 50 км она увеличивается до 100 м; если длина реки превышает 50 км, то она должна составлять 200 м. Для побережья морей ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 500 м.

Помимо водоохранной зоны на территориях, прилегающих к водным объектам, выделяют прибрежную защитную полосу. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега. При нулевом (ровный берег) или минусовом уклоне берега ширина прибрежной защитной полосы составляет минимум 30 м; при уклоне берега менее 3° она не может быть меньше 40 м; при уклоне берега больше 3° она должна быть минимум 50 м. Следует отметить, что в любом случае ширина водоохранной зоны не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы.

В границах водоохранных зон и особенно прибрежных защитных полос устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В пределах водоохранной зоны нельзя использовать сточные воды для повышения плодородия почв, так как существует реальная возможность попадания загрязненных стоков в водный объект. В водоохранной зоне нельзя устраивать скотомогильники, размещать кладбища, полигоны для захоронения отходов производства и потребления, могильники для захоронения опасных веществ и материалов. Также на указанных территориях нельзя распылять ядохимикаты с использованием для этих целей авиации. В прибрежную водоохранную зону нельзя въезжать на механических транспортных средствах. Если в пределах водоохранной зоны планируется или осуществляется строительство какого-либо объекта, например водонасосной станции, то в проекте необходимо предусмотреть меры по недопущению загрязнения водного объекта в процессе строительства и эксплуатации указанного объекта.

Прибрежные защитные полосы имеют еще более строгие ограничения по ведению хозяйственной деятельности по сравнению с водоохранными зонами. В дополнении к указанным выше ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещается распахивать землю, так как это может привести к заиливанию водного объектами продуктами смыва с распаханной территории. Также в прибрежной защитой полосе нельзя осуществлять выпас скота.

Водопользование, таким образом, обязательно должно сопровождаться мероприятиями, направленными на охрану водных ресурсов. Необходимо не только ликвидировать последствия негативного воздействия на водные объекты, но и предупреждать такие воздействия. В целом охрана водных ресурсов подразделяется так, как показано на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Основные направления охраны водных ресурсов

Под загрязнением водных объектов (ресурсов) понимают попадание в воду веществ и материалов, чуждых водной экосистеме и способных привести к ее последующей деградации. Загрязнителями могут быть растворенные в воде вещества, а также вещества, не растворяющиеся в воде или распределенные в воде в твердой фазе, — так называемые взвеси, присутствие которых снижает прозрачность воды, делая ее мутной. Примеры загрязнений: сбросы в водоем солей тяжелых металлов, глинистых частиц, нефтепродуктов.

Засорением чаще обозначают попадание в водоем различных предметов, таких как куски полиэтилена, стеклянная и пластиковая упаковка и посуда, бумага, древесина. Засорение в первую очередь существенно снижает эстетическую ценность водоема. В целом засорение можно считать одной из форм загрязнения. В связи с этим действующее законодательство не допускает сброс и захоронение в водных объектах отходов производства и потребления. Сброс в водные объекты стоков, в которых содержатся болезнетворные микроорганизмы, а также вещества с неизвестным уровнем норматива ПДК, на территории Российской Федерации также запрещен. Отдельно следует отметить, что болота и подземные водные объекты как равноправные компоненты водного фонда Российской Федерации также находятся под охраной и требования аналогичны перечисленным.

Читайте так же:  Может ли электрошокер вырубить человека

Истощение связано со снижением запасов вод. Внешне истощение проявляется в пересыхании водоема, снижении уровней грунтовых и подземных вод. Для предотвращения истощения водных объектов необходимо поддерживать баланс расхода и поступления воды.

Приложение. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества

Порядок
ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества
(утв. приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205)

С изменениями и дополнениями от:

13 апреля 2012 г., 19 марта 2013 г.

1. Настоящий Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее — Порядок) разработан в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»*, и определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.

2. Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Видео (кликните для воспроизведения).

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

3. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.

4. Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения (далее — Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.

5. Схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:

а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием:

наименования водного объекта — водоисточника и водоприемника;

мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием:

мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

мест размещения очистных сооружений.

Пояснительная записка к Схеме должна содержать:

водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения;

[2]

иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.

Схема, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, составляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

7. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (формы 1.1 — 1.4 приложения к Порядку) должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.

8. Средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

9. По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов (формы 1.5 — 1.6 приложения к Порядку).

10. Состав и свойства сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках закачки в подземные горизонты, передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1 — 2.2 приложения к Порядку).

11. Определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод.

12. Измерение и определение концентраций загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Сколиоз и плоскостопие берут ли в армию

13. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок.

14. Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 — 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Информация об изменениях:

Приказом Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 в пункт 15 настоящего приложения внесены изменения

15. Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 — 3.3 приложения к Порядку), представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения:

на бумажном носителе — с реквизитами и заверенные подписью;

на электронном носителе — с реквизитами и заверенные электронной подписью.

Сведения, полученные в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются непосредственно или направляются по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении.

16. Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Обобщение и оценку результатов учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества осуществляют соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1921; 2009, N 18 (ч. II), ст. 2248

Водозаборные сооружения поверхностных вод

Водозаборные сооружения поверхностных вод – это комплекс гидротехнических сооружений, включающий водоприемник, насосную станцию с водоводами. Условия забора воды и и особенности источника водоснабжения влияют на выбор типа водозабора. Наибольшее распространение получили две схемы водозабора, которые отличаются между собой расположением водоприемника относительно берега: берегового типа, у которых водоприемник располагается на берегу, а его водоприемные отверстия всегда доступны для осмотра, очистки и ремонта; руслового типа, водоприемники которых затоплены и удалены от берега, а их водоприемные отверстия в отдельные периоды года (например, шугоход, ледоход) оказываются практически недоступными для обслуживания.

Водоприемник – это часть водозаборного сооружения, служащая для непосредственного приема воды из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Береговые водозаборные сооружения устраивают на реках, берега которых имеют крутизну не менее 1 : 3 и глубину у берега, достаточную для расположения водоприемных окон. Водоприемники этих водозаборов бывают двух типов: совмещенные с насосной станцией или раздельные. На выбор вида влияют величина колебания уровней воды в водоисточнике, всасывающая способность установленных насосов, геологические и гидрологические условия.

На рис. 4.1 показан береговой водозабор совмещенного типа, характеризующийся наиболее благоприятным гидравлическим режимом, – насосы установлены под заливом, малая протяженность всасывающих трубопроводов.

Рис. 4.1. Береговой водозабор совмещенного типа:

1 – водоочистная вращающаяся сетка; 2 – плоская рыбозаградительная сетка; 3 – каменная наброска; 5 – минимальные уровни летний и зимний; 4 – промывное устройство сетки; 5 – привод вращающейся сетки; в – подвесная кран-балка; 7 – радиальная кран-балка; 8 – лестница; УВВ – уровень верхнего водозабора; УВН – уровень нижнего водозабора

Он представляет собой круглый в плане железобетонный колодец. В переднюю часть колодца встроен водоприемник, обеспечивающий забор воды из реки с уровней (через окна нижнего и верхнего ярусов). Водоприемные отверстия оборудованы рыбозаградительными плоскими сетками с промывным устройством.

Рыбозащитные устройства – комплекс устройств, предназначенный для предотвращения гибели молоди рыб непосредственно в водоприемниках или перед ними. В водоприемнике установлены вращающиеся бескаркасные сетки, которые промываются из напорного водовода. Водоприемник разделен перегородкой на две секции из условия обеспечения бесперебойной работы. Для перепуска воды из одной секции водоприемника в другую при ремонте и с целью выравнивания давления на ремонтные затворы перед их подъемом в разделительных стенах установлены дроссельные затворы.

Насосная станция I подъема оборудуется насосами различных типов: горизонтальными или вертикальными, одинарного или двустороннего всаса. Напорные водоводы насосов оснащены обратными клапанами и электрифицированными задвижками и через камеры переключения присоединены к двум напорным водоводам. Там же располагаются аппаратура и оборудование, предохраняющие насосную станцию и водоводы от гидравлического удара.

В павильоне над насосной станцией размещают электрораспределительное устройство, щиты управления, бытовые и подсобные помещения для обслуживания водозабора.

Береговой водозабор раздельного типа (рис. 4.2) состоит из незатопляемого двухсекционного водоприемника. Водо- приемные отверстия располагаются на вертикальной внешней грани, благодаря чему они всегда доступны для обслуживания с рабочего балкона. Водоприемные отверстия должны быть оборудованы съемными сороудерживающими решетками, установленными в пазах с наружной стороны водоприемника и затворами с внутренней стороны.

Рис. 4.2. Береговой водозабор раздельного типа:

1 – насосная станция; 2 – галерея всасывающих труб; 3 – водоприемник; 4 – сороудерживающие плоские сетки; 5 – эжектор для удаления осадка; 6 – балкон

Для предварительной механической очистки воды от содержащихся в ней взвесей устанавливают сетки: плоские при производительности 1 м3/с; вращающиеся – при производительности > 1 м3/с.

Вода, процеженная через сетки, поступает к входным воронкам всасывающих труб, которые должны располагаться на глубине не менее 0,5. 1 м ниже минимального уровня воды; от дна резервуара их располагают на расстоянии 0,8Dв (где DB – диаметр входной воронки, равный 1,3 диаметра всасывающего трубопровода), расстояние от стен должно назначаться не менее величины диаметра трубопровода, а расстояние между двумя всасывающими воронками принимается равным двум диаметрам трубопровода. Всасывающие линии прокладываются в грунте или в галерее.

Русловые водозаборные сооружения устраивают на водоемах с пологими берегами, имеющих недостаточную глубину для размещения водоприемника у берега. Водоприемник (или оголовок) – это часть водозаборного сооружения, служащая для непосредственного приема воды из водоема, водотока или подземного водоисточника. Водоприемник выносят в водоем, где глубина источника соответствует требованиям устройства водоприемника, и соединяют его с береговым колодцем самотечными трубопроводами.

В зависимости от рельефа берега, производительности и колебания уровня воды в источнике береговой колодец может быть объединен с насосной станцией I подъема или выполнен в отдельно стоящем здании. Русловые водозаборные сооружения также бывают двух типов: раздельные (рис. 4.3) или совмещенные с насосной станцией.

Рис. 4.3. Русловой водозабор раздельного типа:

1 – затопленный водоприемник (оголовок); 2 – самотечные водоводы; 3 – береговой колодец; 4 – всасывающие трубопроводы: 5 – насосная станция; 6 – камера переключения; 7 – водовод промывной воды

Читайте так же:  Приказ о сопровождении детей на конкурс

Самотечные (или самотечно-сифонные) водоводы соединяют оголовок с береговым колодцем, как правило, они выполняются из стальных труб. Расчетная скорость движения воды в самотечных водоводах – 0,7. 1,5 м/с. Прокладывают их ниже минимального уровня воды в водоеме. Самотечные водоводы соединяют оголовок с береговым колодцем и укладываются в плане и в вертикальной плоскости без резких поворотов с прямым или обратным уклоном не менее 0,001. Траншея, в которой уложены трубопроводы, сверху должна быть укреплена каменной наброской. Самотечный трубопровод вводится в береговой колодец через сальниковое устройство. Расстояние от низа трубы до дна колодца принимается равным 1,5. 2 м.

Береговой колодец (см. рис. 4.3) предназначен для размещения в нем запорно-регулирующей арматуры самотечных линий, сеток и воронок всасывающих трубопроводов. Береговой колодец желательно располагать вне зоны затопления на 1. 2 м или с устройством подсыпных дамб.

Входные воронки всасывающих трубопроводов должны располагаться на глубине не менее 0,5. 1 м ниже минимального уровня воды; от дна резервуара их располагают на расстоянии 0,8 DB, расстояние от стен назначают не менее величины диаметра трубопровода.

Тип и конструкции руслового оголовка принимаются в зависимости от требуемой категории надежности водо- подачи, сложности природных условий забора воды, назначения водотока (судоходство, лесосплав) и других местных условий. Наибольшее распространение получили затопленные водоприемники. Они наиболее дешевы, менее трудоемки при строительстве. В то же время невозможность осмотра и очистки сороудерживающих решеток водоприемных отверстий при паводке, ледоходе, шугоходе делает их менее надежными в отношении обеспечения бесперебойности подачи воды потребителю.

Рис. 4.4. Затопленный водоприемник типа «косое колено»:

1 – сороудерживающая решетка; 2 – самотечный водовод; 3 – плита-опора

Низ водоприемных отверстий должен быть расположен не менее чем на 0,5 м выше дна водоема, не менее чем на 0,3 м ниже минимального расчетного уровня воды, верх водоприемных отверстий – не менее 0,6 м от нижней кромки льда. Требования рыбозащиты определяют размеры водоприемных отверстий в соответствии со средней допустимой скоростью воды в отверстиях сороудерживающих решеток. Водоприемные отверстия следует располагать так, чтобы в них практически не попадали донные насосы, шуга и сор, плывущие в разных слоях потока, а также рыба. Лобовой прием воды является благоприятным в гидравлическом отношении, однако сор и шуга, прилипающие к решетке, трудно удаляются, так как они прижимаются к решетке динамическим давлением потока. При боковом или потолочном приеме воды сор и шуга, закупоривающие решетки, постепенно смываются потоком при прекращении отбора воды. Облегчается смыв сора с решеток обратным током воды.

Затопленные водоприемники обычно изготовляют на берегу на стапелях, затем спускают на воду и в плавучем состоянии доставляют к месту установки. Затопленный водоприемник малой производительности наиболее просто осуществляется в виде «косого колена» самотечного трубопровода (рис. 4.4). Положение водоприемника фиксируют с помощью стальной опорной плиты, укрепленной на железобетонной опорной плите. Поступление воды в него происходит против течения в реке, что способствует меньшему завлечению сора и других взвесей из потока и более легкому удалению их при промывке обратным током воды. На судоходных и лесосплавных реках водоприемники выполняют из железобетона (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Затопленный железобетонный водоприемник с боковым приемом воды:

1,2 – минимальный зимний и летний уровни; 3 – лед; 4 – загрузка галечником или тощим бетоном

Двухсекционный водоприемник с двусторонним приемом воды (рис. 4.6) имеет удобообтекаемую форму. Понтон выполнен сварным из стали. Самотечные водоводы пропущены через понтон и заглушены с внешней стороны. Их можно снимать при необходимости очистки самотечных трубопроводов.

[1]

Рис. 4.6. Затопленный водоприемник стальной с двусторонним приемом воды:

1 – водоприемное отверстие; 2 – стальной корпус; 3 – заглушка; 4 – самотечные водоводы

Водоприемные раструбы выполнены изогнутыми косыми, что позволяет увеличить водоприемные отверстия. Изгиб раструбов исключает поперечное протекание воды через противоположные отверстия водоприемника.

Конструкции водоприемных устройств весьма разнообразны и зависят от количества забираемой воды, гидрогеологических и ледовых условий, при этом все они должны отвечать требованиям рыбозащиты. Существует три типа оголовков: затопленные (наиболее широкое распространение для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения), затапливаемые высокими водами (обслуживаются с берега в межень, при этом в паводок недоступны для профилактики), незатаиливаемые (для повышения надежности крупных водозаборов, характеризуются высокими инвестиционными затратами).

Водозаборные сооружения ковшового типа (или водо- приемный ковш) представляют собой специально обустроенный искусственный канал, образованный верховой дамбой, применяемый для частичного осветления воды и (или) для борьбы с шугой (рис. 4.7). Шуга – это скопление рыхлого губчатого льда в водной толще или на поверхности водоема, появляющееся перед ледоставом или весной во время ледохода. Искусственный канал предназначен для уменьшения скорости течения воды до 5. 15 см/с. В конце водоприемного ковша устраивают береговой водозабор совмещенного типа (см. рис. 4.1). Водоприемный ковш обычно располагают на устойчивом глубоководном участке реки, где не наблюдаются русловые или береговые шугозажоры и ледяные заторы.

Рис. 4.7. Водозаборные сооружения ковшового типа:

а – с наносной шпорой; б – с самопромывающимся входом; 1 – наноснозащитная шпора; 2 – совмещенный водозабор берегового типа с насосной станцией; 3 – низовая дамба незатопляемая; 4 – верховая дамба, затопляемая в половодья; 5 – регулятор; L – длина до водоразборного узла; Вд ширина ковшового водоразбора

Водоприемные ковши с наносной шпорой (рис. 4.7, а) применяют на реках, для которых не характерны образование шугозажоров или особо тяжелые условия весеннего ледохода. Переливающееся через гребень наноснозащитной шпоры течение воды формирует винтовые потоки воды, которые размывают отложение наносов у входа в водоприемный ковш. Гребень наноснозащитной шпоры не должен затапливаться в период шугохода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Водоприемные ковши с самопромывающимся входом (рис. 4.7, б) предназначены для поддержания у входа увеличенной глубины воды. Верховая дамба затопляется в периоды половодья, а низовая дамба не затопляется, при этом аналогично формируются винтовые потоки воды, которые размывают отложение наносов.

Источники


  1. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  5. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.
Порядок забора технической воды из реки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here