Полиция это орган государственной власти

Самое важное на тему: "Полиция это орган государственной власти". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Полиция является органом местного самоуправления

Является ли полиция государственным органом либо органом местного самоуправления? Вопрос наверно покажется странным, поэтому немного перефразирую. Обязана ли полиция рассматривать обращение граждан как того требует ФЗ N 59 О порядке рассмотрения обращения граждан РФ?!

Похожие темы

Да. обязана применять этот закон.

Спасибо за ответ!

У Вас вопрос из билета что-ли?

Комментарий для Серебрякова Наира Геворковна:

Нет конечно. Просто нужно знать, обязаны ли полицейские следовать этому закону, т.к. мне прислали отказную на мое заявление, мотивировав тем, что такими делами занимается прокуратура. А если следовать букве вышеупомянутого закона, то они должны были направить мое заявление в прокуратуру.

Правовой статус полиции как органа государственной власти

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 35-38

a спирант Северо-Кавказского федерального университета Valech — ka [email protected] mail . ru

Рассматриваются особенности правового статуса органов государственной власти. Предлагается определение правового статуса полиции как органа государственной власти, определяются нормативные основы его формирования и принципы дальнейших изменений.

Ключевые слова: полиция, правовой статус, реформа, государственная служба, орган государственной власти.

Legal status of policy as the body of state power

Peculiarities of legal status of bodies of state power are considered in the article. The notion of legal status of policy as the body of state power is suggested, normative base of its forming and principles of further changes are formulated.

Keywords: policy, legal status, reform, state service, body of state power.

[1]

Любой участник правоотношений обладает определенным статусом (от лат. status —состояние, положение), который характеризует взаимоотношения субъектов: распределение и взаимную корреспонденцию прав и обязанностей, форму и меру ответственности при ненадлежащем поведении.

В литературе уделяется большое внимание правовому статусу личности (человека) и гражданина[1]. Однако статусом обладают все виды субъектов права, в том числе коллективные: юридические лица, государство, народ, органы власти, трудовые и прочие коллективы и т. д.

Если для физического лица правообразующим выступает его конституционно-правовой статус, то для органа государственной власти — административно-правовой статус. Именно поэтому ведущая роль в разработке категории правового статуса органов государственной власти принадлежит специалистам административного права. По их мнению, административно-правовой статус определяется тем, что орган власти:

— обладает собственной компетенцией;

— выступает от имени всего государства — Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации;

— имеет правоспособность, возникающую с момента его учреждения;

— характеризуется прежде всего правоприменительными функциями;

— основан на принципе корпоративности (вертикального подчинения), означающем, что вышестоящее должностное лицо имеет законное влияние на нижестоящее в пределах своей компетенции;

— является организационной единицей государственного аппарата;

— в процессе реализации своей компетенции может принимать нормативные акты[2].

Правовой статус конкретного органа государственной власти характеризуется обособленностью, которая индивидуализирует его в системе государственного управления и придает ему признаки устойчивости, формируя при этом специфические основы деятельности. Обособленность рассматривают в трех аспектах:

1) организационном (орган власти не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением);

2) функциональном (главное назначение —осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным профилем функций);

3) юридическом (имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции иного органа)[3].

Н.И. Глазунова считает, что правовой статус государственного органа образует система элементов различного характера:

— политического (государственно-властный характер);

— социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума);

— юридического (возможность принимать нормативные правовые акты, осуществление правоприменительной и правоохранительной деятельности);

— административно-управленческого (выполнение функций, стоящих перед государством на определенном участке руководства обществом в императивном порядке)[4].

В литературе нередко отождествляются понятия правового статуса и правового положения. В особенности это касается государственных органов, в отношении которых оба названных понятия характеризуются наличием таких параметров, как требования, предъявляемые к их сотрудникам, права и обязанности, полномочия и гарантии[5].

Статус полиции, ее место и роль в системе органов государственной власти обусловлены принадлежностью к системе органов исполнительной власти в целом, с присущими ей функциями и особенностями.

Прежде всего, данный статус регламентируется на уровне Конституции РФ путем установления основных принципов организации и деятельности рассматриваемых органов как части аппарата государства, ряда задач по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, которые они призваны решать, являясь функционально неотъемлемой от Правительства РФ структурой[6].

Среди органов исполнительной власти полиция занимает особое место, что предопределено рядом следующих основных факторов, носящих объективный характер.

Полиция чаще, чем другие органы, оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется не терпящая отлагательства помощь. Именно с полицией приходится иметь дело человеку, находящемуся в ситуации преступных посягательств на собственность, честь, достоинство, свободу, жизнь и здоровье, при осуществлении многих политических прав.

Полиция, единственная из всех публичных учреждений, находится в режиме круглосуточного контакта с населением.

По сравнению с другими органами, полиция имеет более широкие возможности централизованной передачи и получения информации, обладает транспортными и иными организационными ресурсами.

Именно в результате деятельности полиции, в том числе защиты личности организационно-правовыми, профилактическими и силовыми методами, другие органы, например суд, получают (либо не получают) необходимый правовой материал, включая доказательственный, для дальнейшей процессуальной деятельности. От этого во многом зависит работа и эффективность иных стадий правоохранительной системы, действенность всей правозащитной функции государства[7].

Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что они одновременно имеют статус и участников гражданско-правовых отношений, и представителей публичной власти[8]. Как юридические лица органы власти могут вступать лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для организационного и материально-технического обеспечения деятельности (закупка оргтехники, канцелярских принадлежностей, аренда здания, коммунальное обслуживание и т. п.).

Положение полиции отличается также некоторой двойственностью. Как носитель государственно-властных полномочий по охране правопорядка полиция выступает в качестве органа власти. Однако как участник комплекса административных, гражданско-правовых отношений, связанных с имущественными, организационными аспектами деятельности, полиция выступает как юридическое лицо.

Читайте так же:  На какую работу не берут с татуировками

Таким образом, правовой статус полиции представляет собой закрепленную в нормативных правовых актах совокупность определенных государством свойств (компетенции, прав, обязанностей, ответственности) как государственного органа исполнительной власти, характеризующих его потенциальные возможности вступать в административно-правовые и гражданско-правовые отношения в рамках выполнения своего основного назначения — защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.

В настоящий момент законодательную базу, в рамках которой формируется современный статус полиции, образуют следующие законы:

— Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[9], с которым связан основной этап реформы системы органов внутренних дел и принципиальные изменения в правовом статусе данного органа исполнительной власти;

— Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10], который определяет правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел, подробно регламентирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением;

— Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[11].

Перечисленные законы являются основой для развития и конкретизации отдельных аспектов правового статуса полиции. Поскольку данный процесс далек от своего завершения, на наш взгляд, необходимо определить принципы, на которых должны быть основаны любые изменения статуса полиции. В качестве таковых мы выделяем следующие:

— адекватность (обоснованность). Проводимые реформы по дальнейшему внесению изменений в правовой статус полиции должны быть адекватны состоянию общества и государства, оцениваться исходя из соответствия социальным, государственным и политическим приоритетам;

— минимизация. Отсутствие убедительных обоснований эффективности существования каких-либо характеристик, функций полиции должно вести к их упразднению;

— комплексный подход. Любое изменение статуса полиции должно оцениваться с точки зрения соответствия функционирования всей системы исполнительной власти (встроенности полиции в общую систему, ее взаимодействия с другими структурами, правильности выбора вариантов централизации и специализации в деятельности);

— сбалансированность. Изменения в правовом статусе должны учитывать ограниченность человеческих, материальных, временных и иных ресурсов.

1 См., например: Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. — М., 1974; Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979; Конституционный статус личности в СССР / под ред. Б.Н. Топорнина. — М., 1980; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. — М., 1997; Величко А.М. Правовой статус личности как основополагающая ценность современного российского конституционализма // Юридическая мысль. 2001. № 1.

2 См.: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: учеб. — М., 2005. С. 90—112.

3 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. — М., 2003. С. 247.

4 См.: Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. — М., 2006. С. 150.

5 См.: Колесников Е.В., Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. — Саратов, 2008. С. 146.

6 См.: Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2011. С. 14.

7 См.: Малько А.В., Синюков В.Н., Нырков В.В. Правоохранительная система в современной России: состояние и стратегия развития // Современное общество и право. 2011. № 1. С. 42.

8 См.: Кузнецов И.В. Статус органов власти в связи с реформированием системы государственных учреждений // Современное право. 2 012. № 4. С. 30.

Структура, полномочия полиции

Система полиции и ее задачи

Полиция, как основной элемент структуры ОВД, защищает жизнь, здоровье, права и свободы жителей страны, иностранных гостей, субъектов без гражданства, препятствует преступности, охраняет порядок, собственность и безопасность в обществе. Любые нарушения, незаконные действия против человека могут быть предотвращены с помощью полиции.

Система полиции включает в себя целый комплекс отделов, соединенных в общую структуру, и выполняет важную роль в соответствии с Указами Президента РФ.

Статья 2 Закона О полиции описывает ключевые задачи, права и обязательства полиции. Они заключаются в следующем:

  • охрана от любой попытки нарушить права граждан, общества и страны;
  • борьба с преступностью и административными нарушениями закона;
  • обнаружение и раскрывание преступных деяний, организация расследования уголовных дел;
  • поиск людей;
  • организация работы по административным нарушениям, выполнение санкций;
  • гарантия порядка в зонах скопления людей;
  • гарантия безопасности движения на дорогах;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в оружейной сфере;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в работе детективов и охранников;
  • обеспечение сохранности недвижимости по договорам;
  • охрана пострадавших, очевидцев и других причастных лиц к совершенным преступлениям, работников судов, прокуратуры, следственных и других органов;
  • выполнение работы по экспертизе криминальных деяний.

Замечание 1

Указ Президента гласит, что полицейские имеют право принимать участие в организации работы по сохранению, а также воссозданию мира и международной безопасности.

В сфере защиты от преступлений и административных нарушений закона полиция должна:

  • организовать работу по приему и ведению учета (в том числе в электронной форме) обращений и сообщений о правонарушениях и административных нарушениях закона, о происшествиях;
  • осуществлять действия, которые указаны в законе;
  • появляться в срочном порядке на место происшествия, административного нарушения закона;
  • останавливать противоправные деяния;
  • обеспечивать безопасное нахождение граждан в обществе
  • организовывать поиск лиц, виновных в совершении преступления;
  • устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Одной из основных обязанностей полиции является содействие в выполнении работы иным органам власти. В эти обязанности входит: помощь в административном задержании по решению суда; защита и сопровождение подозреваемых и виновных; принятие участия в осуществлении особого режима в местах осуществления специальных операций; охрана сотрудников судов, органов, осуществляющих контроль, пострадавших, очевидцев и других лиц, причастных к уголовному делу; осуществление безопасности в области гражданской авиации и другие.

Для реализации своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право:

  • осуществлять проверку документов, удостоверяющие личность, в связи с подозрением их в нарушении закона или пребывании в розыске;
  • производить проверку граждан и их имущества на предмет опасных вещей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества);
  • отслеживать наличие разрешений на выполнение работы, подконтрольных МВД.
Читайте так же:  В какой суд подавать на раздел имущества

Также для того, чтобы остановить возможное нарушение закона, в полномочия полиции входит задержание предполагаемых преступников, законное проникновение в дома и офисы для проверки, досмотр нарушителей.

Важной частью работы полиции служит возможность брать транспорт, средства связи принадлежащие иным физическим и юридическим лицам для осуществления своих полномочий в рамках российского законодательства, а также иметь доступ ко всем СМИ для выяснения обстоятельств нарушения закона и поиска подозреваемых.

В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в частности со статьями 18-24 Закона о полиции, статьями 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых, полицейские могут использовать силовые и специальные методы и средства, в том числе оружие.

Условия службы

Для поступления на службу в органы внутренних дел необходимо соответствовать единым требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-Φ3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Лицо, желающее проходить службу в структуре полиции РФ, должны:

  • являться гражданином Российской Федерации от 18 и до 35 лет;
  • говорить на русском языке;
  • иметь необходимое образование и опыт, отвечающие условиям, установленным Федеральным законом;
  • быть здоровым, физически развитым.

При исполнении своего служебного долга полицейский должен соблюдать все условия, приведенные в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Φ3 «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если эти ограничения и запреты не останавливают выполнение работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует иметь в виду, что в связи со сложной работой, Законом предусмотрены не только высокие требования к претендентам, но и ограничения, не позволяющие рассматривать граждан на государственную службу.

В части 3 статьи 35 Закона о полиции приводится перечень таких ограничений. Если гражданин, изъявивший желание поступить на службу имеет какой-либо из признаков, то он не может быть принят на работу:

  • был признан недееспособным/ ограниченно дееспособным по решению суда,
  • имеет судимость;
  • когда-либо попал под следствие, которое было закрыто;
  • не прошел этап оформления допуска к государственной тайне, если исполнение служебных функций должно быть связано с использованием таких сведений;
  • имеет болезни из списка, утвержденные Правительством РФ, которые не позволяют служить в полиции;
  • имеет кого-либо из близких, уже работающих в полиции и являющихся подчиненными претенденту;
  • перестал быть гражданином Российской Федерации;
  • стал гражданином другого государства;
  • предоставил неверные данные и документы при оформлении на службу.

Стоит особо отметить, что по итогам нововведений и преобразований в структуре полиции России, значительно претерпел изменения предоставляемый социальный пакет, подробно описанный в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В частности, в этом документе описаны правила и требования для определения размера выплат при нахождении на службе или увольнения с нее; при покупке или строительстве жилья; лечении или поездке в санаторий; при гибели, пропаже без вести членам семьи сотрудника и прочее.

Президент РФ принимает решения о приеме на службу или увольнение с нее министров, начальников управлений МВД, которые, в свою очередь осуществляют контроль в подразделениях субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» определены правила образования и ликвидации подразделений полиции, а также составляющие структуры полиции, такие как подразделения, организации и службы.

В их функции входят:

организация сотрудничества с иностранными органами, выполняющими функции полиции.

В чем разница между МВД и полицией

Иногда в названиях правоохранительных органов происходит путаница, т. к. многие не понимают, МВД — это полиция или нет. Пункт 14 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 01.03.2011 № 248 содержит информацию о том, что полиция входит в состав централизованной системы МВД. Исполнительные органы выполняют различные функции.

Что такое МВД

Аббревиатура расшифровывается как Министерство внутренних дел. Этот орган исполнительной власти подчинен Президенту РФ и отвечает за осуществление центрального управления в системе правоохранительных органов РФ. Руководство реализуется министром соответствующей сферы.

МВД — государственное учреждение. Сотрудники обязаны осуществлять контроль в области охраны правопорядка, борьбы с преступностью и общей безопасности.

К основным обязанностям сотрудников МВД РФ относятся:

  1. Создание единой стратегии политики РФ.
  2. Разработка и улучшение нормативно-правового регулирования.
  3. Рассмотрение вопросов миграции.
  4. Контролирование хранения, продажи и применения оружия.
  5. Организация безопасности граждан.
  6. Обеспечение защиты прав и свобод людей.
  7. Контролирование ОВД (органов внутренних дел) Российской Федерации.

Что такое полиция

Это компонент централизованной системы органов МВД.

Она наделена многими обязанностями, например:

  • обеспечение безопасности;
  • расследование преступных деяний, розыск и задержание виновных;
  • защита прав граждан, их жизни, свободы и здоровья;
  • охрана ценных для государства объектов;
  • исполнение решений других органов РФ.

Функции подразделений отмечены в Указе Президента России № 250 «Вопросы организации полиции»:

  1. Совершают прием заявлений, их регистрацию, обрабатывают данные о преступлениях, правонарушениях и происшествиях и занимаются их проверкой.
  2. Организовывают мероприятия по раскрытию преступлений, обеспечивают и осуществляют розыск лиц.
  3. Проводят профилактические беседы с несовершеннолетними.
  4. Следят за правопорядком в местах массового скопления людей и при ЧС.
  5. Контролируют ситуации на дорогах.
  6. Проводят дознания.
  7. Осуществляют оперативно-поисковые операции.
  8. Ведут борьбу с терроризмом, экстремистской деятельностью и коррупцией.
  9. Охраняют объекты государственной важности.
  10. Осуществляют криминалистическую и экспертную деятельность.
  11. Берут под защиту свидетелей преступлений, потерпевших и других участников судопроизводства.
  12. Занимаются сбором и хранением информации оперативно-розыскного характера.
  13. Охраняют и конвоируют преступников или подозреваемых в нарушении закона.
  14. Контролируют поведение заключенных, вышедших на свободу, а также осужденных, которым не назначен арест.

Полиция подразделяется на налоговую, военную, наркополицию. В состав также входят: участковые пункты, ДПС и ГИБДД, центры, занимающиеся разбирательствами с правонарушителями на потребительском рынке и обеспечивающие наблюдение за исполнением административного законодательства. В Московской области и республике Татарстан работает еще экологическая полиция.

К сотрудникам правоохранительных органов может обратиться гражданин РФ или иное лицо за помощью в решении вопросов, связанных с преступной деятельностью. Кроме того, полиция содействует всем органам государственной власти.

К полицейским полномочиям относится возможность применения принудительных мер.

Принципиальное их различие

Понятие МВД шире, оно включает полицию в том числе.

Статья 1. Назначение полиции

Статья 1. Назначение полиции

Читайте так же:  Оформление временной опеки над ребенком

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц

Дата публикации: 30.11.2018 2018-11-30

Статья просмотрена: 685 раз

Библиографическое описание:

Стрельникова В. О., Жуйков А. В. Правовой статус органов внутренних дел как юридических лиц // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/234/54284/ (дата обращения: 10.12.2019).

В связи с изменением гражданского законодательства и утверждением нового статуса казенных учреждений уточнение правового статуса органа внутренних дел как юридического лица представляется актуальным.

Органы внутренних дел РФ, выполняя правоохранительные функции, предписанные Федеральным законом «О полиции» [3] не могут существовать автономно от хозяйственных и экономических процессов, происходящих в стране, они не могут выступать исключительно в роли властного публичного образования со своей структурой, абсолютно отстранившись от участия в каких бы то ни было экономических процессах. Это связано с тем, что обеспечение деятельности органов внутренних дел не могут существовать изолированно от хозяйственной жизни, поскольку для выполнения своих основных задач ОВД, должны обладать необходимым имуществом и оборудованием. Его приобретение возможно только при наличии статуса юридического лица. Помимо этого управление этим имуществом также требует статуса юридического лица, поскольку закрепление за органами внутренних дел государственной собственности предполагает эффективное использование соответствующего имущества и имущественных прав. Два этих обстоятельства обусловливают признание за органами внутренних дел статуса юридического лица.

Являясь юридическим лицом, орган внутренних дел наделен всеми традиционными признаками юридического лица. К ним относятся: организационное единство, наличие обособленного имущества, способность нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, способность выступать в гражданском обороте от собственного имени и иные существенные признаки [9]. Набор этих признаков, присущий любому юридическому лицу позволяет органам внутренних дел вступить в гражданские правоотношения.

Для участия в гражданско-правовых отношениях орган внутренних дел должен быть наделен такими признаками как правоспособность и дееспособность. Нужно отметить, что правоспособность органа внутренних дел возникает с момента его создания и регистрации в качестве юридического лица. Особенности правового статуса органа внутренних дел как юридического лица зафиксированы в п. 1 ст. 49 ГК, согласно которому юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Гражданская правоспособность юридического лица, т. е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, может быть общей (универсальной), как у граждан, или ограниченной (специальной).

В гражданском праве определены специальные правила участия субъектов в гражданских правоотношениях, заключающиеся в равных возможностях контрагентов независимо от их правового статуса. Поэтому орган внутренних дел, осуществляя властные полномочия в отношении нарушителей правопорядка, в гражданском обороте может принимать участие на равных началах с остальными субъектами гражданского права. Однако гражданская правосубъектность органа внутренних дел имеет свою специфику и задается общественно-публичным характером деятельности органа внутренних дел. [11]

Для осуществления своего гражданско-правового статуса орган внутренних дел должен иметь организационно-правовую форму государственного казенного учреждения, правовое регулирование которого заложено в ст. 123.22 ГК РФ [1], ФЗ «О некоммерческих организациях» [4] и рядом иных нормативно-правовых актов, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Однако представляется вполне обоснованным, что особенности правового статуса федеральных казенных учреждений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ [2].и ст. 161 и 298 БК РФ [2].

Действующее российское законодательство содержит нормативное определение государственных учреждений. Гражданский кодекс РФ в ст.123.21 определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ч. 4 ст. 298 БК РФ казенное учреждение представляет собой такую форму юридического лица, которая может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».

Организационно-правовая форма государственного учреждения как юридического лица отличается рядом особенностей.

Орган внутренних дел как государственное учреждение относится к виду казенных учреждений, в связи с чем наделен некоторыми особенностями, которые позволяют ограничить его правоспособность в гражданском обороте.

Согласно ст. 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой «государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего федерального бюджета.

Руководствуясь Письмом Минфина России от 18.04.2014 № 02–03–10/18157 можно уточнить, что орган внутренних дел как казенное учреждение представляет собой государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. [8]

Можно выделить ряд специфических признаков казенного учреждения, которыми наделен орган внутренних дел. К ним относятся следующие:

  1. орган внутренних дел находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в отношении казенных учреждений;
  2. Финансовое обеспечение деятельности органа внутренних дел как казенного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (на иных уровнях власти не предусмотрено создание органов внутренних дел);
  3. Орган внутренних дел как казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ и они контролируются распорядителем бюджетных средств;
  1. Заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров осуществляется на основании законодательства о контрактной системе [5] и подлежит исполнению за счет бюджетных средств;
  2. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
  3. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ). [10]
Читайте так же:  Срок возврата денег при возврате товара

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 [6] утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении органа внутренних дел, в установленном порядке наделен следующими полномочиями:

а) решает вопросы создании, реорганизации и ликвидации органа внутренних дел;

[3]

б) утверждает устав органа внутренних дел как федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия в отношении имущества;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения, наделяет его полномочиями по управлению имуществом;

д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

е) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;

ж) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

з) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином и др.

Ст. 296 ГК РФ, посвященная праву оперативного управления, закрепляет следующие основные полномочия органа исполнительной власти, который наделен полномочиями учредителя в отношении органа внутренних дел:

– являясь казенным учреждением, орган внутренних дел входит в число субъектов, в отношении которых возможно оперативное управление имуществом;

– только наличие определенных целей определяет порядок использования имущества, которое предоставлено конкретному органу внутренних дел распорядителем имущества;

– контроль за имуществом, а также возможность его изъятия и распоряжения им в интересах органов государственной власти находится в полной власти распорядителя имущества. Оказывать влияние на решение данного вопроса орган внутренних дел, использующие имущество на праве оперативного управления, не вправе.

Следует также отметить, что все перечисленное выше относится в полной мере к любому органу внутренних дел и распространяет свое действие на все уровни иерархии в системе ОВД России, начиная с уровня МВД России и заканчивая уровнем отдела внутренних дел какого-либо города или района или же отдельных подразделений ОВД.

Таким образом, орган внутренних дел является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме казенного учреждения, наделенного правом участвовать в гражданских правоотношениях, обладающего ограниченными возможностями по распоряжению имуществом.

Полиция в системе правоохранительных органов

Дата публикации: 26.09.2019 2019-09-26

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Паньшина А. В. Полиция в системе правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 128-131. — URL https://moluch.ru/archive/277/62616/ (дата обращения: 10.12.2019).

В современном государстве обеспечение правопорядка — одна из многих и едва ли не самая важная функция наряду с охраной прав граждан, защитой конституционного строя и обеспечением суверенитета государства. Система органов охраны правопорядка государства состоит из целого ряда звеньев, важнейшее место среди которых по праву принадлежит органам полиции. В системе государственного управления Российской Федерации полиция занимает одно из центральных мест среди прочих её составляющих частей.

Деятельность полиции регламентируется Федеральным Законом (в дальнейшем — ФЗ) «О полиции» № 3-ФЗ вступление в силу которого состоялось 1 марта 2011 года. Существовавшая с 1917 милиция, деятельность которой подпадала под действие «Закона о милиции», принятого в 1991 году в настоящее время не способствовала выполнению многих задач, потребность в решении которых выявилась на современном этапе развития российского общества и занята решением вопросов, не входящих в круг задач, присущих аналогичным органам современных зарубежных государств. Выполнение именно полицейских функций — вот что именно и обусловило постановку задачи по разработке и принятию нового, современного юридического документа, описывающего круг задач нового органа и нормативные механизмы его работы.

В процессе модернизации всего комплекса законодательных актов Российской Федерации и соответствия его новым общественно-правовым отношениям деятельность полиции была акцентирована на поддержании общественного порядка и эффективном противодействии преступности.

Правовой основой Закона о полиции является Конституция Российской Федерации [1]. Как сказано в этом документе: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью (cт.2);

все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.

Закон о полиции также призван обеспечить всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, права граждан и лиц без гражданства предусмотренные «Международным Пактом о гражданских и политических правах» (1966 г.), как правопреемник международных договорённостей СССР, подписавший и ратифицировавший этот документ в 1973 г.

[2]

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, органы полиции в Российской Федерации — это специализированные вооруженные органы правоохранения, в составе единой федеральной системы исполнительной власти, целью которой является защита здоровья и жизни граждан, их конституционных прав и свобод, охрана собственности от преступных посягательств, обеспечение интересов государства и общества в борьбе с противоправными нарушениями различного рода.

В правоприменительной практике, деятельность органов полиции предусматривает, что при осуществлении своих полномочий им запрещено использовать насилие, допускать пытки, подвергать жестокому обращению и унижать достоинство человека. Кроме того, сотрудники должны всячески пресекать действия со стороны других лиц, причиняющие гражданам нравственные и физические страдания. При ограничении прав и свобод гражданина данные ограничения должны быть без промедления прекращены при достижении цели, для обеспечения которой они были введены или же выясняется, что эти ограничения не ведут к её достижению.

Читайте так же:  Со статьями 28 и 29 федерального закона

Закон «О полиции» регулирует взаимоотношения в обществе, возникающие при определении статуса полиции, полномочий полицейского, организационной деятельности подразделений полиции, порядком приёма граждан на службу в органы полиции и особенностями прохождения этой службы. Кроме этого, закон решает вопросы, связанные с социально-правовой защитой полицейских со стороны государственных органов. Присутствуют положения о недопустимости вмешательства в действия сотрудников при исполнении возложенных на них обязанностей. Законом обеспечиваются права на судебную защиту, страхование государства и выплаты компенсаций в случае причинения вреда здоровью, увечья или гибели, предоставление жилой площади сотрудникам органов внутренних дел.

Исходя из вышеперечисленных слов основные положения деятельности полиции определяются как защита каждой личности и общества в целом, а также государства от преступных посягательств; профилактика на ранней стадии и предупреждение уголовных и административных преступлений и правонарушений; работа по выявлению и раскрытию преступлений, деятельность дознания по уголовным делам и розыску лиц, их совершивших; делопроизводство по административным делам, исполнение наказаний по административным делам; деятельность по поддержанию правопорядка в общественных местах и инспектирование безопасности дорожного движения; исполнение законодательства РФ в сфере оборота оружия; контроль за соблюдением законов РФ при осуществлении деятельности частных детективов и охранной деятельности; охрана различных объектов и имущества, меры по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных органов и других защищаемых лиц; ведение деятельности в области экспертизы и криминалистики; поддержание международного мира и безопасности в случае принятия соответствующих решений уполномоченными органами Российской Федерации.

Работа органов полиции в Российской Федерации основывается и направляется некоторыми базовыми принципами: принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан; принцип законности; принцип беспристрастности; принцип публичности и открытости; принцип гражданского доверия и общественной поддержки; принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом; принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем.

Некоторые из данных принципов ранее не применялись в работе органов милиции и получили приоритетное развитие лишь в настоящее время в органах полиции РФ.

Ведущим принципом в работе полиции, несомненно, является принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан. Этот принцип базируется на главном положении российской Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Практическое применение данного принципа на практике означает запрет полицейским в своей деятельности использовать пытки, насилие, другое жестокое, унизительное для человеческого достоинства обращение.

Обращаясь к гражданину, сотрудник полиции обязан представиться и назвать повод для обращения, если применяются меры ограничительного характера, разъясняются основания и причины и появляющиеся наряду с этим обязанности и права. В ходе осуществления своей деятельности сотрудники не имеют права предоставлять кому-либо информацию о личной жизни граждан, полученную в результате данной деятельности.

Другим основополагающим принципом работы полиции служит принцип законности. Законность — главнейший принцип демократически-правового государства являет собой неукоснительное исполнение законов всеми сторонами общественных отношений. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», гласит ст. 15 ч. 2 Конституции РФ. Также полицейским запрещено заниматься подстрекательством в той или иной форме к совершению незаконных действий.

Одним из новых принципов работы полицейских является принцип беспристрастности. Он определяется как независимость защиты прав, свобод граждан от их половых, расовых, национально-языковых признаков, происхождения, материально-имущественного и должностного положения, а также религиозных и общественно-политических убеждений и прочих обстоятельств.

Принцип публичности и открытости — этот принцип имеет особенности применения. Сотрудники зачастую получают доступ к информации, не подлежащей передаче третьим лицам и эти требования закона необходимо учитывать. Но периодичное информирование общественных организаций и институтов, средств печати и массовой информации также является важной обязанностью органов полиции.

Также новым принципом работы стал принцип гражданского доверия и общественной поддержки. На основании этого принципа базируются критерии оценки органов полиции обществом. Для согласования деятельности полиции с интересами общества создаются общественные советы при МВД и его территориальных подразделениях. Участники этих организаций занимаются выработкой решений по важным вопросам работы полиции, развитием концепций и экспертиз проектов нормативно-правовых актов, контролем со стороны общества за работой правоохранителей.

Принцип гражданского доверия и общественной поддержки также необходим для успешного решения задач, стоящих перед органами полиции. Без обоснованности и понятности действий сотрудников гражданами невозможна эффективная деятельность правоохранителей в сфере обеспечения правопорядка. Если права человека и гражданина нарушены, полицейские в рамках своих полномочий принимают меры к их устранению. В порядке, установленном законом, органы внутренних дел приносят извинения в случае неправомерного ущемления их прав.

Принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом и другими госорганами, создание совместных органов в соответствии с законами Российской Федерации важен для согласованных действий при защите прав граждан и обеспечении законности. Также поддерживаются общественные предложения по улучшению работы по раннему предупреждению правонарушений и поддержанию общественного порядка. Органы внутренних дел РФ эффективно сотрудничают с международными правоохранительными структурами в полном соответствии с межгосударственными договорённостями Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

И последний принцип — принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем в практической деятельности представляет собой комплекс научных достижений, прогрессивных технологий и систем работы с информацией, призванных с максимальной рациональностью использовать уникальные возможности при раскрытии преступлений уже совершившихся и предотвращении потенциально возможных в будущем.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. О полиции: Федеральный Закон от 7 февраля № 3-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.)

Источники


  1. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  5. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
Полиция это орган государственной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here