Нпа в порядке убывания юридической силы

Самое важное на тему: "Нпа в порядке убывания юридической силы". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Расположите нормативно-правовые акты по степени убывания их юридической силы, аргументируя свой ответ:

1. Всеобщая декларация прав человека

2. Указ Президента РФ » О структуре системы органов исполнительной власти в РФ»

3. Устав Волгоградской области

4. Постановление Правительства » О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваему труду».

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Конституция РФ

[2]

7. Закон Волгоградской области

8. Федеральный закон » О службе судебных приставов»

9. Федеральный конституционный закон » О Конституционном Суде РФ»

Классификация нормативно правовых актов по юридической силе

По степени влияния выделяют категории нормативно-правовых актов

Классификация

Одним из важных критериев при ведении дел в политической системе служит влияние и юридическая сила документов и различных законов. Данный критерий позволяет точно определить возможность применения законодательного акта для решения вопросов в повседневной жизнедеятельности. Исходя из данного критерия можно выделить следующую классификацию.

Представленная форма документов обладает наивысшим влиянием и силой, а также является главным документом, играющим ключевую роль в решении вопросов общественной жизнедеятельности. Для принятия закона установлены специальные правила, выполнение которых необходимо для вступления закона в силу. Выделяют несколько основных законов, которые расположены в порядке убывания их значимости.

  1. Конституция выполняет роль главенствующего документа и обладает наивысшей юридической силой. Конституция является главным законом для государственной деятельности, она отражает наиболее значимые аспекты жизни общества и способы регулирования порядка.
  2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). В представленную группу входят те документы и законодательные акты, которые предусмотрены в соответствующих статьях Конституции. Они захватывают меньшую область влияния.
  3. Федеральные законы (ФЗ). Несмотря на меньшую степень значимости и влияния данная категория составляет большую часть в системе права. Данная категория документов наиболее широко рассматривает те вопросы, которые были затронуты Конституцией и ФКЗ, и подстраивает их под общественную жизнь.
  4. Законодательные акты, действующие на территории субъекта, распространяются только на том территориальном субъекте Российской Федерации, где они издаются. В связи с этим они имеют ограниченную сферу влияния и не могут выходить в своей силе за пределы территории субъекта.

Подзаконные нормативно-правовые акты

Многие вопросы в повседневной жизни общества требуют тщательного рассмотрения, поэтому создаются дополнительные меры, позволяющие урегулировать возникающие проблемы. К числу подзаконных актов относят те документы, которые издаются главами государств, должностными лицами или соответствующими организациями согласно всем требованиям. Среди представленной категории можно выделить несколько основных видов.

Классификация и юридическая сила нормативных актов

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативного акта — это технико-юридическая характеристика нормативного акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция Российской Федерации — является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15).

Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

  • — Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве;
  • — Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
  • 2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
  • 3) Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
    • — кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
    • — текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации — распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

[3]

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Читайте так же:  Как отозвать исполнительный лист у судебных приставов образец

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

Именно в такой последовательности уменьшается юридическая сила перечисленных нормативных актов и расширяется сфера обязательности для него других актов в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое и более низкое место в государственной системе.

Следует отметить, что акт низшей юридической силы не должен противоречить актам более высокой юридической силы, не может изменять их, отменять их, закон, как нормативный акт, обладает более высокой юридической силой в системе правовых актов. Любой нормативный правовой акт, в первую очередь, должен соответствовать Конституции РФ. Все должностные лица, государственные и общественные организации действуют на основе и во исполнение закона. Подзаконные акты также должны строго соответствовать закону.

Если же нормативный правовой акт нарушает данные требования, он теряет свою юридическую силу, а за этим следует приостановление действия акта, его отмена, признание недействительным.

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

При характеристике изменения юридической силы необходимо отметить такие средства как:

  • а) приостановление действия нормативного акта;
  • б) оспаривание нормативного акта;
  • в) оспаривание нормативного акта;
  • г) отмена нормативного акта;
  • д) признание нормативного акта недействительным;
  • ж) признание утратившим юридическую силу самого нормативного акта и связанных с ним других актов и порожденных ими юридических последствий.

Указанные средства предусмотрены в Конституции РФ, в законодательстве о статусе государственных органов, местного самоуправления, о судах и процессуальных правилах.

Законы и подзаконные акты: понятие и классификация

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы:

· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

21. Норма права: понятие и элементы. Структура нормы прав. Соотношение нормы права и статьи правового акта

.

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределено большой круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если. то. иначе. ».

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Читайте так же:  Найти код по фиас для больничного листа

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

[1]

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Распределение нормативно-правовых актов по юридической значимости

Здравствуйте. Как распределяются по юридической значимости нормативно-правовые акты: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Указы Президиума ВС СССР, Письма Министерств РФ, акты муниципалитета?

Вопрос относится к городу Сургут

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе.

Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— законы субъектов РФ;

— нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

— нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

Рекомендация эксперта
1. Постановления Правительства РФ

2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ

3. Акты муниципалитета

Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

Читайте так же:  Подача объявления в вестник о ликвидации

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на:

законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);

подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства:

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

федеральные конституционные законы,

федеральные законы (включая кодексы),

законы субъектов РФ.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты:

Президента РФ (указы, распоряжения),

правительства (постановления, распоряжения),

федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

БИБЛИОГРАФИЯ. 1.Нормативно- правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

1.Нормативно- правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

*Конституция Российской Федерации;

*Кодексы по алфавиту;

*Законы Российской Федерации – по хронологии;

*Указы президента Российской Федерации – по хронологии;

*акты Правительства Российской Федерации – по хронологии вне зависимости от вида нормативного акта;

*акты министерств и ведомств – по хронологии вне зависимости от ведомственной принадлежности и видов актов;

*решения иных государственных органов и органов местного самоуправления – по алфавиту, а затем – по хронологии;

*нормативные акты иностранных государств, не действующих на территории Российской Федерации.

В списке должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник публикации (отделяется от названия двумя косыми чертами-// ).

Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 февраля 1995 г. №208 –ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст.1 (или указывается № страницы).

Материалы юридической практики располагаются после вышеперечисленных актов в хронологической последовательности (т.е. по годам) в следующем порядке:

*постановления Конституционного Суда РФ;

*постановление пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

2.Используемая литература.Научная литература – монографии, учебники, учебные пособия и пр. располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов (если автор не указан на титульном листе, то по названию книги).

Библиографическое описание составляют: фамилия и инициалы автора, полное название источника (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точку, после двоеточия, в скобках и т. п.); после косой линии (/) – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если источник написан группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются). Названные части описания разделяются точкой; после тире – название города, в котором издан источник (для Москвы и Санкт – Петербурга установлены сокращения — М., СПб. Остальные города записываются полностью, например. – Ростов – на – Дону); после двоеточия – название издательства, которое его выпустило (обязательная запись об издательстве в сносках, если указываются страницы приведённых цитат); и, наконец, после запятой год издания.

Читайте так же:  Расчет госпошлины за судебный приказ о взыскании задолженности

1.Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2004.

2.Краткий финансовый словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Иерархия российских нормативно-правовых актов

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция

, которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент ( Федеральное Собрание

), состоящий из двух палат:

  • Совет Федерации

(верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);

  • Государственная Дума
  • (нижняя палата, 450 депутатов).

    2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки

    ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

    3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы

    (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

    • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
    • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
    • описание и использование государственной символики;
    • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
    • назначение референдума.

    ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

    4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения

    , которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

    5. Далее идут федеральные законы

    (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

    • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
    • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
    • Президент подписывает ФЗ;
    • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации

    , «Российская газета», «Парламентская газета»;

  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.
  • Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

    6. Указы

    и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

    7. Правительством РФ принимаются постановления

    и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

    8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы

    , распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

    Классификация правовых актов по юридической силе.

    Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

    Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

    Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

    В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    2. Подзаконные акты.

    Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1) Конституция — является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы.

    2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

    3) Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

    4) Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

    Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    1) указы Президента;

    2) постановления Правительства;

    3) акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

    4) акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

    5) акты органов местного самоуправления;

    6) локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

    Расставьте в порядке убывания юридической силы нормативно правовые акты.

    1.Указ президента рф

    4.Постановление правительства рф

    5.Приказ федер министерства рф

    Похожие темы

    Похожие вопросы

    юрист Бардаш Владислав Валентинович:

    По судебной практике, суды удовлетворяют требования о взыскании судебных расходов на основании договора и расписки в получении денег.

    юрист Благодетелев Денис Александрович:

    Уважаемый Владимир! 1. Расчет стоимости ремонта и % износа транспортного средства

    юрист Ковалёв Павел Александрович:

    1. Запрет в рамках таможенного союза основан на тех соглашениях, которые Вы читали. То, что в рамках соглашений ТС страны-участницы могут вводить запреты на ввозвывоз сроком до полугода,

    Читайте так же:  Досрочное сокращение по инициативе работника, оформление пенсии

    юрист Максимович Сергей Леонидович:

    В соответствии с пунктом 10 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов,

    юрист Малых Андрей Аркадьевич:

    1. Правомерно. Обязанность предоставлять отчетность — иная, отличная от обязанностей уплачивать взносы, и вне зависимости от иных обстоятельств,

    Постановление Пленума №2 говорит, что суды учитывают и разрешают споры на основании в том числе и международных договоров. Конвенция МОТ №87 по вопросам ассоциации работников. Мы ее упоминали. В этой части наше законодательство соответствует требованиям международного права. Ни закон о профсоюзах, ни ТК не устанавливает ограничений на количество профсоюзов. Есть еще конвенция МОТ №98. Она тоже содержит нормы, касающиеся запрета на ущемление прав профсоюзов. По сути там речь тоже идет о свободе объединений, которая не может быть ограничена ни посредством ограничения количества организаций, ни посредством вмешательства в действия друг друга.

    Есть определение КС от 05.02.2005 №29-О. Что касается ч.2 ст. 127 ТК работодатель по письменному заявлению работника предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением.. Здесь действительно речь идет о том что она устанавливает исключение из общего правила что отпуск должен быть предоставлен каждому в натуре. Обратите внимание, что форма реализации права на отпуск при увольнении работника, решение вопроса об это осуществляет работодатель. Ч. 2 ст. 127. Мы еще вернемся к этой проблеме. Могут быть предоставлены.

    Тема: «источники трудового права» Задания для самостоятельной работы

    Задание 1. Расположите указанные ниже нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в порядке убывания их юридической силы:

    11) коллективный договор;

    5) указ Президента РФ;

    8) закон субъекта РФ;

    7) постановление Министерства труда и социальной защиты РФ;

    3) Трудовой кодекс РФ;

    12) правила внутреннего трудового распорядка;

    10) отраслевое соглашение;

    1) Конституция РФ;

    6) постановление Правительства РФ;

    2) конвенция МОТ;

    4) федеральный закон;

    9) постановление органа исполнительной власти субъекта РФ.

    Задание 2. Определите, какие из указанных ниже вопросов могут быть урегулированы законодательством субъекта РФ:

    формы участия работников в управлении организацией; (ст. 53 – федеральный и локальный уровень лишь)

    дополнительные гарантии работникам, высвобождаемым из организаций в связи с ликвидацией или сокращением штата; (ст. 6, для кого можно установить доп. льготы – для учреждений субъекта, а для учреждений Федерации – при условии если из бюджета субъекта будут соотв. ДС перечисляться; на коммерческую сферу это уже не распространяется)

    порядок регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;(все что прямо не отнесено к ведению фед. органов власти может регулироваться субъектом, даже на уровне МО – ст. 303 ТК об этом говорит, если де есть акт субъекта РФ, то акт МО должен ему соответствовать)

    минимальный размер оплаты труда; (МРОТ устанавливается ФЗ, на уровне субъекта может быть установлен минимальный размер зарплаты – минимальный размер зарплаты в субъекте – но не законом субъекта РФ а региональным соглашением, как актом соц. партнёрства, носящим трехсторонний характер, на уровне субъекта)

    дополнительные виды дисциплинарных взысканий;

    порядок регистрации коллективных договоров; (регулирование процедуры, порядок устанавливает федеральный законодатель)

    дополнительные нерабочие дни?. (этот вопрос был рассмотрен ВС, он поставил точку в нем, оспаривалось положение республики Башкортостан, постановление Президиума ВС от 21 декабря 2011 года №20-пв11, он подтвердил право законодательного органа субъекта РФ на это).

    Задание 3. Определите, какой из актов, содержащий нормы трудового права, будет действовать в случае возникновения коллизии и при каких условиях:

    локальный нормативный акт или нормативный акт органа местного самоуправления; (нужно смотреть в каждом конкретном случае, не может противоречить в плане ухудшения положения субъектов, сфера действия последнего акта узка, иногда эти акты и не могут соотносится вообще, коллизия может быть только при локальных актов финансируемых из бюджета МО)

    закон субъекта РФ или указ Президента РФ; (в принцип если брать сферу регулирования труд отношений, то указов президента практически как таковых нет, что касается сферы ведения. Субъект Федерации по каким вопросам – все что не перечислено и с целью восполнения пробела на федеральном уровне, он восполняется на уровне субъекта и всё)

    коллективный договор или индивидуальный трудовой договор; (в принципе с точки зрения иерархии коллективный договор выше, а ИТД может улучшать положение но не ухудшать, будет действовать там где установлены более льготные

    Видео (кликните для воспроизведения).

    нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ или отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне; (понятно что отраслевое соглашение на фед уровне естественно не может учесть законодательство всех субъектов РФ. Если это соглашение заключает уполномоченными представителями работодателей и работников соотв. отрасли и установлен набор опр. льгот и гарантий, в этом смысл вообще их заключения. Если это отраслевое положение улучшает положение субъекта то в отношении работников организации будет действовать условия этого соглашения. А если в каком то регионе принят закон, который устанавливает для всех работников на территории соотв. региона более высокий уровень гарантий чем установлен отраслевым соглашением то будет действовать нпа)

    Источники


    1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

    2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

    3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
    4. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
    5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
    Нпа в порядке убывания юридической силы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here