Могут ли родители отказаться от учителя

Самое важное на тему: "Могут ли родители отказаться от учителя". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Конфликт с учителем: как поступать родителям?

Одной из основных причин вызова родителей в школу и тягостных разговоров с директором или классным руководителем является конфликт с учителем – конфликт между учителем и учеником. В отношениях «педагог – ученик – родитель» последнему достается не самая простая роль, поскольку он оказывается меж двух огней. С одной стороны – педагог со стажем, опытом и высокой квалификацией, с другой – любимый ребенок. И хотя большинство родителей хоть раз, но оказывалось в подобном положении не все знают, как себя вести и как выйти из конфликтной ситуации, если не хочется портить отношения с преподавателем, нельзя потерять детское доверие и нельзя ухудшить контакт ребенка с учителем.

Самые частые жалобы детей на школу и стоит ли им верить

Начиная с первого класса родителям приходится ежедневно выслушивать из уст ребенка школьные новости, среди которых не только обсуждения одноклассников, уроков, питания, но и жалобы на учителей. Так было и два десятка лет назад и будет ровно до тех пор, пока существует школа и система отношений «учитель – ученик». Жалуются дети на придирчивость, излишнюю строгость, несправедливо заниженную отметку за работу у доски, завышенные требования и постоянные замечания за пустяковые мелочи. Зачастую эти жалобы проходят сами по себе, но нередко требуют непосредственного вмешательства родителей и посещения школы.

Не стоит с порога обвинять учителя в непедагогичности и излишней требовательности. Кто из родителей знает, как ведет себя ребенок на уроках и почему его дневник пестрит замечаниями от педагогов?! Возможно, он разговаривает с одноклассниками, забывает принести тетради или учебники, долго «копается» в портфеле и переговаривается, нарушает дисциплину. Все это мешает работе учителя, усвоению и закреплению нового материала остальными учениками, написанию контрольных и проверочных работ, поскольку не дает сосредоточиться на учебном материале и на том, что говорит учитель. В такой ситуации проблему поможет решить только терпеливое взаимодействие между педагогом и родителями. Ведь дома у ребенка может быть одна тактика поведения, а в школе, в коллективе среди сверстников – совершенно полярная.

Почему родители не видят проблем

Любовь меняет людей к лучшему, так говорят и школьные психологи. Но если это слепая любовь, то несет она в себе разрушающее начало. Чувствуя за спиной родительскую защиту, ребенок буквально отбивается от рук: хамит учителям, срывает уроки, издевается над педагогами, дерется, оскорбляет. Безнаказанность, вседозволенность и бесконтрольность часто ведет к тому, что ребенка уже в классах среднего звена ставят на учет в милиции. И самое трагическое в такой ситуации, что часто родители сами отказываются от диалога с учителем, занимают сторону ребенка и начинают войну против педагога: публично высказываются о его некомпетентности, пишут заявления и жалобы в органы управления образованием, обвиняют в придирках и предвзятом отношении, несоответствии званию учителя.

Если родительские жалобы на педагога не получают подтверждения, чаще всего такие истории заканчиваются переводом ребенка в другое учебное заведение. Но никто не скажет стопроцентно, что ситуация не повторится. Поэтому школьные психологи советуют родителям внимательно пересмотреть свое отношение к ребенку, перестать его слепо любить и начать воспитывать. Участие, внимание к проблемам, конечно, никто не отменял, но информацию, полученную из уст ребенка всегда нужно делить на два. А также не забывать терпеливо, спокойно и доходчиво объяснять, что за все свои поступки и слова ребенок должен отвечать сам. И говорить о том, что иногда поступки, совершенные под властью неконтролируемых эмоций, могут иметь далеко идущие неприятные и серьезные последствия.

[2]

Советы родителям школьников: как вести себя с учителем

Если похода в школу не избежать, то нужно знать, как вести себя с учителем, чтобы встреча оказалась продуктивной и не оставила в памяти неприятного осадка. Для начала стоит запомнить, что мнение о педагоге не должно складываться только со слов ребенка. Строгость, требовательность и принципиальность – это те профессиональные качества, без которых педагогика и дисциплина в школе невозможна. А значит, невозможно продуктивное обучение. Можно, конечно, уволить учителя, можно перевести чадо в другую школу – но это лишь побег от проблемы, а не решение ситуации. Вечно строчить жалобы на учителей и переводить ребенка из школы в школу не получится.

Поскольку причина родительского визита в школу – детский конфликт с учителем, нужно решать именно его и решать с минимальными потерями для всех. А для этого лучше провести беседу втроем, то есть помимо педагога желательно присутствие и ребенка. Родительские «личные» просьбы о том, чтобы учитель был лояльнее к ребенку, подбадривал его хорошими оценками и похвалами, «натянул» в четверти положительную отметку не всегда заканчиваются хорошо. Конечно, мотивировать к учебе ребенка необходимо, но одни дети, получив авансом пятерку добросовестно стараются ее отработать, а другие – вообще перестают учиться и. И здесь педагогу виднее, кому поблажка пойдет во благо, а кому – во вред. Стоит прислушаться к мнению учителя, не пытаясь его переспорить или обвинить.

Как выйти из конфликтной ситуации

Если конфликт – следствие случайной ошибки, беспокоиться не стоит. Как правило, и учитель, и ученик быстро забывают об инциденте и продолжают дальше взаимодействовать. Но если конфликт затягивается, ребенок постоянно нервничает перед школой, у него наблюдаются психосоматические расстройства, а педагог настойчиво приглашает на разговор, лучше ситуацию не усугублять. Чем глубже и дольше конфликт, тем сложнее найти оптимальное и безболезненное для всех решение. Стоит обязательно сходить в школу и выяснить претензии педагога. Но прежде чем защищать ребенка и обвинять учителя в некомпетентности, выяснять с ним отношения, необходимо объективно оценить поведение собственного чада.

Иногда, узнавая подробности и особенности поведения ребенка в школе, родителей ждут удивительные открытия и сюрпризы, но отнюдь не радостные. Можно попросить педагога пересмотреть мнение и отношение относительно ребенка, дать школьнику шанс исправиться, но пообещать со своей стороны полный контроль, помощь и содействие. Главное, что придется делать: помогать и контролировать на самом деле, а не на словах. Придется проверять домашние задания, дневник, помогать с тем материалом, который непонятен. В конце концов, нанять репетитора и записаться на прием к психологу. В противном случае, ситуация только усугубится.

[3]

Если сомнений в предвзятом отношении педагога к ребенку нет, то вариантов разрешить конфликтную ситуацию два. В первом случае придется доступно объяснить ребенку, что нравиться всем невозможно. Иногда на отношения влияют не личные достоинства и недостатки, а личные качества. И здесь, можно посоветовать школьнику только добросовестно изучать проблемный предмет, продолжать учиться, упорно идти к поставленной цели, а со своей стороны пообещать помощь и поддержку. Второй вариант – сменить класс или школу. Это снимет эмоциональный накал, внутреннее напряжение и избавит от стресса, которые тоже негативно влияют на процесс обучения. Правда, ребенку придется объяснить, что на новом месте не будет все гладко и прекрасно, но шанс начать все с чистого листа у него есть.

Читайте так же:  Как поставить авто на учет в казахстане

Отказ от учителя. Как отказаться от преподавателя?

В школе ребенок подвержен различным конфликтным ситуациям. Это может быть конфликт с одноклассниками или же учителями. Для решения первой ситуации вызывают родителей учеников, которые способствуют быстрому разрешению конфликтного вопроса, со вторым же примером, в случае отказа от учителя, придется изрядно потрудиться.

Причины отказа

В первую очередь давайте разберем причины, по которым ученик или его непосредственный родитель может быть недоволен учителем:

1.Учитель не может найти общего языка с ребенком;

2.Педагог не обладает должным знанием своего предмета;

3.Резкий и грубый характер учителя.

Если между учителем и учеником возник конфликт, то родители ребенка могут либо перевести своего ребенка в другую школу, либо отказаться от преподавания данного учителя. Первый вариант является не самым выгодным, потому как для его осуществления потребуется немало времени и финансовых затрат, да к тому же неизвестно, будет ли ребенок чувствовать себя комфортно в новой школе. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что самым лучшим способом, используемым для решения конфликта между учителем и учеником, является отказ от преподавателя. Для этого потребуется письменная жалоба от родителя, а также сведения о том, что учитель нарушает трудовую дисциплину.

Порядок действий при отказе от учителя

Для того чтобы отказаться от преподавателя, нужно следовать ниже предоставленной простой инструкции.

1. В первую очередь, нужно полностью убедиться в том, что именно учитель является зачинщиком конфликта. Для этого придется переговорить с ним, при этом оставаясь полностью беспристрастным. Конечно же, сложно отбросить все эмоции, когда речь идет о вашем ребенке, но сделать это, тем не менее, нужно. Если же выяснилось, что виноват все-таки именно ваш ребенок, то необходимо поговорить с ним и попросить его извиниться перед учителем. Если же все-таки выяснилось, что виноват преподаватель, то следуйте дальше согласно инструкции.

2.Вам необходимо поговорить с родителями других детей. Ведь не стоит забывать, что сила всегда на стороне толпы. Вместе с другими родителями напишите заявления.

3.Далее необходимо написать коллективное обращение к администрации школы, подкрепив его заявлениями родителей. В обращение необходимо указать фамилии недовольных родителей, а также причину их недовольства. После того как директор получил коллективное обращение, он должен рассмотреть его и провести тщательную проверку преподавателя. Если изложенные в заявление факты подтвердились, то учитель отстраняется от преподавания в указанном классе. После решения конфликта лучше попросить директора отдать вам копию заявления, так как оно может понадобиться в дальнейшем.

4.Если директор никак не отреагировал на обращение родителей, то с этим же заявлением необходимо обратиться в управления образования. Члены независимой комиссии примутся за рассмотрение вашего дела.

5.Если 4 шаг не сработал, то вы можете смело обращаться в Рособрнадзор, орган, следящий за четким соблюдением законодательства в образовательной сфере.

6.Последняя остановка – это прокуратура. Она расследует те дела, когда по отношению к ребенку оказывается физическое или же сексуальное насилие. Если же в ходе расследования жалобы родителей подкрепятся конкретными фактами, то учителя в данном случае не только отстранят от преподавания в указанном классе, но и вовсе уволят. Кроме того, велика вероятность, что преподаватель получит уголовное наказание.

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Учителя учат детей, но общий язык находить нужно не только с ними. Иногда сложнее поладить с родителями. Особенно с теми, которые так любят давать советы, как учить их ребёнка. Они-то лучше знают. Учитель по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни Даниил Ляхович объясняет, с какими ситуациями приходится сталкиваться и что делать.

1. Учить учителя, как правильно преподавать

Так любят делать родители-педагоги или люди с профильным образованием. Если вдруг у родителя ещё и степень филолога — всё, они считают, что могут говорить учителю своего ребёнка, что и как делать. В итоге или родитель начинает недолюбливать учителя, который почему-то не прислушивается к советам. Или ребёнок начинает стойко ненавидеть предмет учителя, которым недовольны мама или папа.

2. Отвергать всё новое и необычное (не по плану ведь)

Это про тревожных родителей. Для них любое отклонение от плана или недостаточный контроль за ребёнком — будто извержение вулкана. Любые нестандартные уроки — угроза стабильности и успеваемости. Где же это видано, чтобы в классе был творческий процесс, а тетради не проверялись? Такие родители убеждены, что всё нужно контролировать. Думаю, это связано с советским наследием, когда в некоторых школах ручку привязывали к рукаву школьника, чтобы писал той рукой, какой следует. В результате дети совершенно теряют привычку фантазировать, а учитель под давлением таких родителей превращается в глазах ребёнка в слабака и часть серой массы, которая даёт километры непонятных и стандартных заданий.

3. Пытаться уличить педагога в некомпетентности

Такие родители совершенно не доверяют учителям и везде ищут подвох. Они рассматривают педагога под лупой и каждое неверное движение интерпретируют как грубый промах и признак некомпетентности. Особо отчаянные родители идут на слежку за учителями и скрытые записи уроков на телефон, то есть учат детей к стукачеству, наушничеству и другим подлым штукам. В итоге ребёнок и сам перестаёт верить слову учителя. А иногда даже пытается его поправить и переспорить. Когда такого ученика пытаются поставить на место, он обижается, жалуется родителям, а те — администрации, и все шишки вновь достаются педагогу. Дескать, низкой квалификации.

4. Требовать, чтобы учили, как раньше (и лучше)

Этот случай встречается сильно реже, но всё равно распространён. Мама помнит свои прекрасные уроки русского или истории и хочет, чтобы и её ребёнку давали писать классические сочинения, а сложный материал — явно не в 5-6 классах. Здесь срабатывает инерция советского воспитания и мысль, что тогда-то образование было лучше остальных. И сегодня надо оставить всё, как было тогда. В итоге ребёнок становится чудовищно несовременным (привет комплексу лузера) или, наоборот, отвергает родительские правила.

5. Постоянно быть недовольным оценками и ребёнком

Это касается родителей, сфокусированных на оценках. Для них двойка в электронном журнале — серьёзная проблема. Если таких оценок становится много, по мнению родителей, значит учитель несправедлив и занижает оценки. Такие родители, как правило, боятся обзавестись репутацией «родители двоечника». Обратная ситуация: мама всё время критикует ребёнка, а тут раз и куча «пятёрок» по нелюбимому сыном или дочерью предмету. Подозрительно! Уж не завышает ли Марьиванна оценки? Надо бы присмотреться к её урокам. Как итог — смута в голове ребёнка относительно оценок и их роли, и в то же время — акцент именно на них, а не на содержании предмета или полезных навыках.

6. Жаловаться при любой возможности

Тоже тренд последних лет. Родители хорошо знают: что-то не нравится — напишу в департамент или Роспотребнадзор. Ребёнок всегда прав. Учителя накажут: лишат премии или отстранят. И не важно по какой причине. Не проверил вовремя тетради, неловко пошутил или повысил голос. Не нравится, и всё тут! И часто администрации проще расстаться с педагогом, который не вписывается в родительское представление.

Читайте так же:  Соглашения россии о двойном гражданстве

Почему всего это делать не стоит

Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Если ребёнок понимает, что им руководит вовсе не Марьиванна в классе, а его мама или папа, это создаёт ощущение, будто сам ребёнок / родитель — главный в школе. И, конечно, появляется то самое неуважение к учителю, о котором много говорили и говорят. Если сами родители так относятся к педагогу, вряд ли стоит ждать, что ребёнок будет вести себя как-то иначе.

Как нужно вести себя родителям, чтобы не подрывать ничей авторитет

1. Поймите, что педагог — профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

2. Не всегда бывают быстрые результаты. Помните универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат. Поэтому если вы ждёте от ребёнка через месяц блестящих результатов и побед на олимпиадах по физике — это странно и наивно.

3. Задавайте вопросы. Полезно спрашивать и говорить о своих пожеланиях педагогу напрямую, а не сразу идти к администрации. Это даст возможность услышать друг друга и лучше понять и, вполне возможно, конструктивно разрешить сложившуюся ситуацию.

Наконец, последнее: многие великие педагоги вели себя очень странно с общепринятой точки зрения, но добивались выдающихся результатов. Это видно не сразу, но не стоит ограничивать ребёнка или учителя собственными рамками понимания. Так мы заранее урезаем учителя до своих представлений о нём. И если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе — всем точно станет легче жить и особенно работать.

Иллюстрации: iStockphoto (Anna_Isaeva)

Могут ли родители выбирать педагога?

П. 1 ч. 1 ст. 34, ст. 44 Закона № 273-ФЗ обучающимся и их родителям (законным представителям) право выбора педагога также не предоставлено. Частью 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ преподавателям (всех дисциплин) гарантируется свобода преподавания. Это означает, что вопросы выбора (отказа, замены) преподавателя должны решаться родителями (законными представителями) детей и преподавателем (преподавателями) индивидуально в каждом конкретном случае.

Ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определение личности преподавателя не отнесено к обязательным условиям заключаемых договоров с родителями при оказании платных образовательных услуг.

Что делать:

мотивированное обращение родителя к преподавателю, у которого ребенок занимается, с объяснением причин смены преподавателя.

Если у ребенка отсутствует психологический контакт с преподавателем; или преподаватель позволяет себе действия, унижающие ребенка, нарушает иные права ребенка, предусмотренные ст. 34 Закона № 273-ФЗ. В таком случае родитель (законный представитель) может обратиться к преподавателю, с которым ребенок (родитель, или его законный представитель) хотел бы заниматься. Далее преподаватели могут решить вопрос на уровне администрации школы.

Администрация школы может принять локальный акт, регламентирующий порядок смены преподавателя, указав в нем возможные основания для перехода от одного преподавателя к другому, ограничения такого перехода.

Могут ли учителя посещать учеников на дому?

Практика показывает, что нередко учителей обязывают посещать школьников на дому, что вызывает возмущение как учителей, так и родителей. Учителя считают, что это не входит в их должностные обязанности, а родители ссылаются на статью 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно, и, следовательно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения.

Для учителей заметим, что в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) в разделе «Классное руководство» отмечается, что не следует допускать «включения в обязанности классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д. (например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т. п.)».

P.S. О том, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни, подробно изложено в статье «Откройте, это ваш классный руководитель!», размещенной на сайте « Педсовет » проект «Юрист для учителя»
https://pedsovet.org/beta/article/otkrojte-eto-vas-klassnyj-rukovoditel

Источник:
Конституция Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423
Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21
Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334
Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 Письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974 Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323

Могут ли учителя посещать учеников на дому? : 12 комментариев

Здравствуйте! Какими официальными документами можно воспользоваться для составления пакета документов по надомному обучению (положение и др.)? Раньше был документ: Об индивидуальном обучении больных детей на дому (утратило силу на основании приказа Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035). А теперь как организовать надомное обучение правильно? Чем руководствоваться?

Добрый день, Наталья! Данный вопрос относится к компетенции местного органа власти. Советуем найти этот документ на сайте органа управления образованием. Как правило, в школе должен быть локальный акт об обучении больных детей на дому, заявление родителей с приложением копии соответствующего документа, распорядительный акт руководителя школы с указанием учебного плана, учителей и расписания занятий.

Здравствуйте, как должно оплачиваться обучение на дому больного ребенка? Если учителю дополнительно не оплачивается имеет ли учитель право отказать в этом?

Добрый день, Ольга! Согласно п.2.5 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей. Т.о., если это время не включено в учебную нагрузку и не оплачивается, то и учитель не обязан вести эти часы.

Здравствуйте, имеет ли право социальный педагог общеобразовательной школы посещать неблагполучные семьи на дому на основании какого закона или положения

Добрый день, Марина! Нет не имеет. Такое право предоставлено только органам опеки и попечительства. Может только в составе комиссии школы, если такое право делегировано школе органами опеки и попечительства.

Здравствуйте,
Учащийся закончил освоение программ уровня основного общего образования, прошёл успешно государственную аттестацию и изъявил желание учиться в 10 классе.
Весь 9 класс учащегося , которому по медицинским показателям было прописано обучение на дому, посещали учителя-предметники для обеспечения право ребёнка на получение основного общего образования.
Среднее общее образование, согласно закону об Образовании, не является обязательным уровнем образования.
Может ли администрация школы отказать учащемуся 10 класса, который по медицинским показателям должен получать образование на дому, посещение учащегося учителями -предметниками, но при этом, администрация согласна на обучение такого учащегося с использованием дистанционных технологий

Здравствуйте! Дайте пожалуйста ответ на мой вопрос: если классные руководители входят в состав совета профилактики школы, могут ли они посещать дом обучающегося совместно с социальным педагогом, психологом или с председателем совета профилактики.

Читайте так же:  Муж получил наследство спустя год после нашей свадьбы

Добрый день, Светлана! В данной статье в п.2 подробно рассказано, кого родители обязаны впускать в квартиру для посещения ребенка на дому. Т.о., совет по профилактике может быть допущен в квартиру, если у него есть договор с органом опеки и попечительства о передаче ему соответствующих полномочий.

Может ли социальный педагог с учителями проверять местонахождение ребёнка дома, после наступление комендантского часа?
И до какого возраста действует комендантский час?

Добрый день, Даниил! Данные вопросы относятся к компетенции местных органов власти. Найдите на их сайтах соответствующий документ и ознакомьтесь с ним.

Можно ли отказаться от смены учителя в начальной школе

Здравствуйте, помогите пожалуйста решить совсем не простую ситуацию.

В 2018 году наши детки пошли в первый класс, их учил учитель, которая работала по временному договору, замещая учителя которая в декрете отпуске. Сейчас учитель выходит из декретного отпуска. Конечно мы понимаем что это ее право по ТК, но мы не хотим менять учителя, мы хотим чтоб тот кто начал вести наш класс дальше его и вел до конца начальной школы. Обращались к деректору школы, он нам не помог. Обращались в отдел образования нашего района, нам тоже отказали.

Пожалуйста помогите нам, может можно как то найти возможность не обидеть и учителя который выходит с декретного отпуска и оставить нашего с нашеми детьми.

К сожалению, нет возможности отказаться от смены педагога, есдли директор принял такое решение. Директор не имеет права отказать работнику, который выходит из декрета, в противном случае ему грозят большие штрафы.

Он может прислушиваться к пожеланиям родителей, при наличии возможности. Вполне возможно, что отказ директора связан с объективно сложившейся ситуацией, так как решение он обязан принимать с учетом требований законодательства и всех прочих обстоятельств — текущей нагрузки педагогов, количества ставок, имеющихся договоренностей, пожеланий самих педагогов и т.п.

Жалоба на учителя: образец, причины подачи. Коллективная жалоба на учителя от родителей

Письменная жалоба считается очень эффективным способом разрешения школьного конфликта. Если он объективен. Родителям, прежде чем составлять документ, стоит собрать полную, максимально объективную информацию. Вполне вероятно, что это не учитель предвзято относится к вашему ребенку, а ребенок к учителю.

Некоторых мам и пап это не останавливает, и они не учитывают моральную оценку и последствия такого «заступничества». Однако если вы уверены в нарушении прав ученика, у вас есть доказательства, и вы готовы сослаться на законодательные нормы, тогда отстаивайте твердо свою позицию — составляйте жалобу на учителя (образец ниже). И если директор школы ничем не помог в решении вопроса, идите выше.

Что такое жалоба на учителя

Жалоба порой остается единственным инструментом привлечения внимания соответствующих органов к конфликту. Обычно родители сначала пытаются в устной беседе с директором разрешить ситуацию, предъявив претензии и потребовав участия. Потому что и без бумажной волокиты семье, особенно ребенку, разбирательства несут стресс и тревогу. И если для разрешения проблемы достаточно разговора, тем лучше.

Но когда родителей не устраивает отношение к конфликту со стороны администрации школы, остается лишь писать жалобу. Иногда к ее составлению приступают мамы и папы, не пытаясь решить вопрос иначе. Впрочем, есть ряд ситуаций, при которых «извините, больше не повторится» — не уместно и нужно вмешательство департамента образования или даже прокуратуры.

Причины жалобы на учителя

Некоторые «школьные» проблемы могут иметь очевидные отсылки к законодательным актам, к Конституции в частности, или административным документам системы образования.


В каких случаях нужно писать жалобу на учителя:

  • если вашего ребенка преследуют из-за вероисповедания или национальности – любое проявление дискриминации;
  • если школьника заставляют посещать определенные конфессионально направленные уроки, например, в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики»;
  • при публичном обсуждении убеждений ребенка и его действий, которое повлекло моральный вред и ущерб психическому здоровью;
  • если ребенка вынуждают заниматься физкультурой, когда есть врачебные рекомендации об ограничении физических нагрузок и др. ситуации, в которых не соблюдаются принципы охраны здоровья;
  • когда ребенка не допускают к урокам или удаляют с занятий (неоказание образовательных услуг – очень грубое нарушение, при условии, если ученик не угрожает безопасности других детей; на хулиганские выходки учитель может реагировать через администрацию школы; внешний вид, отсутствие выполненного домашнего задания и подобные тому причины не являются основаниями для удаления с урока);
  • при предвзятом отношении и завышенных требованиях, отличающихся от применяемых ко всем остальным детям в классе;
  • если ребенку занижают оценки;
  • при оскорблениях, унижениях и проявлениях насилия.

Куда жаловаться на учителя

Жалобу на учителя можно направить директору школы, в городской или районный отдел/департамент образования, отдел Минобразования РФ, а также в прокуратуру, полицию или суд.

Адресат, содержание и суть жалоб в каждом конкретном случае могут быть таковыми:

  1. Директор и завучи. Обращение к директору образовательного учреждения уместно, если учитель не соблюдает нравственные нормы, ведет себя непрофессионально, не проявляет уважения к ученикам и действует непедагогично.
  2. Департамент образования. В территориальные отделы Минобразования следует обращаться, если директор школы не принял необходимых мер, чтобы разрешить конфликт. Уточните это, составляя жалобу.
  3. Минобразования. Обращение в эту инстанцию уместно, если действия или бездействие районного/городского отдела образования вас не удовлетворили.
  4. Прокуратура и полиция. Если поведение учителя отразилось на психическом состоянии ребенка или физическом здоровье, тогда пишется заявление — жалоба на учителя (образец написания заявления предоставят в участке, предварительно расспросив родителей о причине обращения). Причиной к нему может также стать требование взятки от родителей.
  5. Суд – если требуется моральное возмещение или материальная компенсация.

Как написать жалобу на учителя школы: общие правила

Составлять жалобу на учителя по принципу «бумага все стерпит» не годится. Эмоциональность, десятки восклицательных знаков – лишнее. Нужно изложить факты.

Оформляется жалоба на учителя стандартно – с заполнения «шапки». Укажите название учреждения, куда документ обращен и кому. Впишите свои данные: Ф. И. О., адрес и контакты. Далее по центру листа «жалоба», и изложение сути конфликта. В конце нужно указать, какой выход из ситуации родители считают наиболее уместным, например, просьбу об увольнении педагогического сотрудника или строгий выговор.

Как писать жалобу на имя директора

Заполняя жалобу на учителя, которая «пойдет» директору учебного заведения, не отклоняйтесь от общих стандартов. Указав необходимые сведения в «шапке» документа, не забудьте уточнить данные учителя, на которого эту жалобу, собственно, и подаете. Подробно опишите ситуацию, ставшую причиной обращения. Опирайтесь только на факты, реально имеющие место, желательно подкрепить слова доказательствами. Подготовьте ссылки на законодательные нормы, которые учитель нарушил. Не отступайте от конкретики и не валите все проблемы в один текст. Для каждого конфликта – отдельная жалоба.

Жалоба директору школы на учителя: образец

Жалоба на учителя может выглядеть следующим образом:

Моя дочь, _______________ (имя ребенка), _________ года рождения, является ученицей ___________ класса. После уроков дома пожаловалась на то, что учитель _______________ (имя учителя) отказалась принимать письменное домашнее задание, охарактеризовав почерк моего ребенка «как курица лапой», и потребовала оформить домашнее задание на компьютере, за этим и выставила из класса _______ (другие действия учителя, суть конфликта).

Читайте так же:  Перечень товаров для инвалидов по 44 фз

Такое поведение считаю недопустимым и прошу принять меры в отношении _____________ (имя учителя).

Это только образец жалобы на учителя директору, в каждом конкретном случае обращение может выглядеть иначе. Все зависит от характера нарушения, допущенного учителем.

Образец жалобы на учителя от родителей в Минобразования

В коллективной жалобе на учителя необходимо указать имена всех обратившихся, имена и данные родителей следует вписать в «шапке» жалобы. Далее – текст.

Коллективная жалоба на учителя (образец) может выглядеть так:

в Министерство образования (области, региона) на учителя по факту унижения детей

Мы, родители ______________, ________, ___________ (имена детей). Наши дети учатся в ______ классе ___________ средней школы № города _______. Учитель _________ (имя учителя) на уроке химии оскорбила наших детей и выставила их за дверь класса. Учитель решила, что во время контрольной работы они списывали и отвлекали друг друга от выполнения задания. Учитель назвала __________ хамкой, ________ неучем. А затем порвала тетради ребят и потребовала выйти из класса. Вся эта ситуация происходила на глазах одноклассников, которые полностью подтверждают рассказ наших детей о случившемся.

Узнав о конфликте, мы, Заявители, обратились к директору школы № _______________ (имя директора), но она, выслушав нас, сказала, что у учителей нервная работа и предложила забыть о «недоразумении», как выразилась директор. Отметим, извинений ни администрация школы, ни учитель не принесли, и никак не проявляют сожаления о ситуации. Когда же мы, родители, объяснили педагогам, что наши дети отказываются посещать школу из-за того, что им стыдно и неловко после публичных учительских оскорблений, нам пригрозили отчислением из школы, что является нарушением Конституции РФ и Устава школы.

Просим обратить внимание на проблему, и разрешить конфликт.

Жалоба на учителя, унизившего достоинство ребенка или из-за необъективности: образец

Жалоба на учителя, своими действиями или словами допустившего унижение ученика, начинается со стандартно оформленной «шапки». Далее потребуется конкретное и подробное описание ситуации и доказательство факта занижения оценок.

Мы, родители _____________ (имя ребенка), обучающегося в ___________ классе, школы № ____________ в городе __________. Наш ребенок испытывает постоянный стресс и давление со стороны учителя ____________ (имя учителя). Она считает, что наша дочь, являющаяся чемпионкой области по художественной гимнастике, способна только на занятия физкультурой. Именно так она периодически и при всем классе заявляет. Хотя наша дочь не может добиться положительных оценок только по предмету этого учителя. Кроме алгебры, у нашего ребенка одни четверки и пятерки, часто приглашают участвовать в олимпиадах и конкурсах. Мы наняли репетитора по алгебре, который тоже считает, что ____________ предвзято относится к знаниям нашей дочери по предмету.

Периодические унижения на уроке ____________ вынудили нас обратиться к детскому психологу. На наши неоднократные просьбы прекратить дискриминацию нам было отказано.

Просим разобраться в ситуации и принять меры. Пояснительные записки детского психолога и репетитора прилагаем к жалобе.

[1]

Жалоба на педагога в начальных классах

Очень часто обращение к психологу требуется родителям, которые хотят написать жалобу на учителя начальных классов. Процесс осложняется тем, что маленькие дети могут многое выдумать из действий учителя или умолчать о нарушениях. Только специалист может ответить на вопрос, было ли нарушение со стороны учителя, или это фантазия ребенка. А также определить, что является причиной вдруг изменившегося поведения маленького ученика. Профессиональный психолог легко докопается до истины. Поэтому к жалобе на учителя начальных классов приложите письменное заключение детского психолога. В остальном документ почти не отличается от формы других жалоб.

Как отстоять классного руководителя, если директор решил его сменить не спросив родителей?

Директор решил снять любимого учителя с классного руководства. Могут ли родители что-то сделать в этой ситуации, если они не согласны с таким решением?

  • Закон не дает родителям право выбирать педагогов. Решение о назначении классного руководителя относится к компетенции директора школы. При этом, учитывается желание самого учителя — который вправе отказаться от такой дополнительной нагрузки как классное руководство.
  • Если родители не согласны с заменой — вопрос может быть решен только путем переговоров. Родители могут обращаться письменно или на личном приеме, лучше коллективно, с обоснованными просьбами — оставить или заменить классного руководителя.
  • Обращения родителей могут стать основанием для кадровых решений, если в сложившейся ситуации есть такая возможность, и родители предъявили значимые аргументы.

Надо учитывать, что директор при принятии решений принимает во внимание и иные обстоятельства, такие как загруженность учителей, отношения в педагогическом коллективе, заявления и просьбы от родителей других классов, позиции педагогов, будущие кадровые перестановки или увольнения и т.п.

Для того, чтобы повысить свои шансы переубедить директора, стоит предварительно выяснить причины произошедшей замены и обязательно прояснить позицию самого учителя по данному вопросу.

12 важных прав на основе законов РФ, которые есть у родителей школьника (А они часто не знают об этом)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook

и ВКонтакте

Приводя своего ребенка в класс, родители готовы к тому, что со стороны школы будут выдвигаться требования и просьбы. И мы выполняем их — с удовольствием или внутренним сопротивлением. Покупать учебники в указанном месте, участвовать в уборках, сдавать деньги и многое другое. Но стоит знать, что многие действия — это добрая воля родителя, а не его обязанность.

Какие основные права есть у родителей в повседневной школьной жизни, мы в AdMe.ru решили разобрать подробнее, опираясь на федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации».

1. Выбрать школу и программу преподавания

Родитель имеет право выбрать государственную или частную школу для своего ребенка, но важно то, что делать это он может, опираясь не только на отзывы об учебном заведении, но и на конкретную программу обучения.

При этом у родителей есть право подробно ознакомиться с этой программой, а также с уставом школы и всеми дополнительными занятиями. Это позволяет избежать недоразумений в будущем, потому как программы с одинаковыми названиями в каждом учебном заведении могут иметь свои нюансы. Лучше, если вы узнаете об этом до записи ребенка в школу.

Если директор или завуч отказывается предоставлять информацию и документы, можно ссылаться на статью 29 «Закона об образовании в РФ».

2. Покупать форму и учебные пособия там, где считаете нужным

Если в школе предусмотрена специальная форма, то согласно закону руководство может регламентировать ее цвет, примерный фасон, состав и наличие дополнительных элементов (медалей, шевронов). Это выносится на обсуждение, в том числе с общешкольным советом родителей. Но навязывать родителям, в какой именно фирме покупать форму, школа не имеет права. В некоторых случаях форма может оплачиваться из государственного бюджета.

Централизованный заказ формы, особенно если это какие-либо типовые предметы одежды, например жилеты, может быть удобнее самостоятельного поиска. Но если родитель считает нужным сам купить одежду, то это его право. То же касается всех дополнительных приобретений для школы: формы для физкультуры, учебных пособий, письменных принадлежностей. Где покупать их — личное дело каждой семьи.

3. Присутствовать на уроках при необходимости

Желание присутствовать на конкретном уроке может возникнуть по разным причинам: ребенок не успевает по предмету, родитель видит, что возникли сложные отношения с учителем, или хочет быть уверен, что уроки соответствуют программе. Мотивы могут быть разные, но в большинстве случаев учителя воспринимают такое желание как вторжение на свою территорию.

Читайте так же:  Почему пятница сокращенный рабочий день

Родитель имеет полное право присутствовать на уроке, но нужно учитывать правила, которые прописаны в школьных документах, режим работы и, конечно же, максимально корректно договариваться с учителем. Он должен быть обязательно предупрежден заранее, что на уроке будут присутствовать посторонние. Помните, что все устные ссылки администрации на правила школы должны быть подкреплены документацией, вы имеете право попросить ее показать.

4. Получить разъяснения, по каким критериям ребенку выставлена оценка

Обычно на родительских собраниях, особенно в начальных классах, родители могут ознакомиться с документом, где прописаны критерии оценивания: сколько допускается ошибок, помарок и неточностей.

Но если в ходе учебного процесса у родителя возникают сомнения в справедливости выставления оценок, то эту проблему можно обсудить с учителем. Если же и после этого разговора вы понимаете, что учитель необъективен, нужно обратиться к завучу. В средних и старших классах критерии оценивания более расплывчаты, могут возникать спорные ситуации, которые также решаются на уровне администрации школы, если взаимопонимание с учителем не найдено.

5. Самостоятельно выбрать программу коррекции для ребенка при проблемах с учебой

Неприятная ситуация, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или поведением, может обернуться быстрым решением школьной администрации. Например, родитель ставится перед фактом: ребенок переводится в более слабый класс, остается на второй год или ему настоятельно рекомендуется перейти в другую школу.

Такие решения принимаются только с вашего согласия, и родитель имеет право переговорить со всеми учителями лично и сделать собственный вывод, насколько ребенок отстает от программы и как вы будете это корректировать. Также любые дополнительные выравнивающие занятия могут проводиться с ребенком только с вашего письменного согласия.

6. Выбрать учителя

При зачислении в школу родитель может высказать пожелание о выборе класса и учителя, особенно это актуально для начальной школы. Но окончательное решение остается за администрацией школы.

Если же речь идет о старшей школе и родитель по какой-то причине недоволен учителем-предметником, можно написать заявление на имя директора, изложив свои претензии. Но что-то изменить один родитель вряд ли сможет, такие претензии рассматриваются как частные случаи. Чтобы учителя заменили по объективным причинам, большая часть класса должна быть также недовольна методами преподавания.

По закону родители не могут выбирать учителя, но, с другой стороны, в рамках 44-й и 45-й статьи, в случае возникновения у родителей претензий к качеству преподавания, они должны защищать права своего ребенка и обращаться с заявлением к директору и в вышестоящие инстанции.

7. Перевести ребенка на домашнее обучение

Мнение о том, что семейное обучение доступно только детям с проблемами здоровья, ошибочно. Согласно законодательству, такая форма обучения предусмотрена для всех детей. Это решение родителя, но обучение не может происходить полностью вне школы. То есть ребенок прикреплен к конкретной школе, может получать от нее все учебные материалы и регулярно проходить аттестацию, чтобы подтвердить качественное проведение домашнего обучения.

Если что-то не в порядке, то администрация школы может рекомендовать возвращение на очную форму обучения или давать испытательный срок для вывода знаний ребенка на должный уровень. Ведь на домашнем обучении тоже можно остаться на второй год. Право ребенка на домашнее обучение не должно противоречить другому праву — на получение качественного образования, а не все родители могут справиться со всеми нюансами обучения на дому.

8. Защищать права своего ребенка

Крупные проблемы в школе — травмы, буллинг, оскорбления или драки — должны решаться с привлечением классного руководителя, а также администрации школы. Но важно помнить, что в неоднозначных ситуациях школа будет защищать свои интересы, поэтому все действия и обещания должны фиксироваться письменно. Устные заявления, разговоры с директором, согласно закону, не обязывают его принимать меры.

В случае травм или нанесения крупного материального ущерба, вреда родители имеют право подать иск к администрации школы о возмещении. Но в этом случае они должны быть готовы доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины.

9. Разрешить или запретить обследования ребенка и медицинские манипуляции

Ни одна запланированная медицинская манипуляция не может быть проведена без предварительного письменного согласия родителя. При желании родитель может присутствовать при их проведении: прививках, обследованиях, беседах с психологом. И все результаты должны быть доступны родителю.

Исключение составляет скорая медицинская помощь при несчастном случае в школе. Тогда руководство школы несет ответственность за ребенка и в ситуациях, угрожающих жизни, обязано вызвать помощь. Но в медицинской карте ребенка обязательно должны быть прописаны все нюансы здоровья, чтобы врач мог учесть их.

Все основные действия по охране здоровья учеников указаны в «Законе об образовании в РФ», но в каждой школе есть свой внутренний документ, который родители имеют право изучить.

10. Принять или отказаться от дополнительных занятий

Родители имеют право сами корректировать внешкольное время своего ребенка, и если в школе есть занятия, которые не входят в число обязательных, то ребенок не обязан их посещать.

Педагоги могут рекомендовать эти занятия, как платные, так и бесплатные, но навязывать их не имеют права. «Весь класс ходит» не аргумент. Если же родители согласны на внешкольные занятия, то факт их посещения ребенком должен быть подтвержден письменно.

11. Право не сообщать личные сведения о своей семье

По закону вся информация об ученике и сведения о родителях, которые отмечены в личном деле, являются конфиденциальными. Однако какие-либо сведения могут выявляться при помощи различного анкетирования, например при занятиях с психологом.

Стоит предупредить ребенка и самому обсудить это с педагогами, что на вопросы касательно отношений в семье, материального положения и других личных сведений он имеет право не отвечать.

12. Возможность не платить денежные взносы

Излюбленная тема родителей — сбор денег «на шторы». Этот момент довольно щекотливый. Многие родители недовольны положением вещей, когда за их счет делается, например, ремонт, но не решаются открыто отказываться от оплаты, чтобы не испортить отношения с учителем и родительским комитетом.

Все денежные отношения между школой и родителями, которые не касаются дополнительных занятий, по закону оформляются как добровольные взносы, и личное дело родителя — помогать или не помогать школе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пусть отношения со школой всегда остаются доброжелательными, но знать свои права и чувствовать себя уверенно никогда не помешает. А у вас были спорные вопросы в школе, когда приходилось прибегать к букве закона?

Источники


  1. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  2. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  3. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
  4. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  5. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Могут ли родители отказаться от учителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here