Кто является представителем организации

Самое важное на тему: "Кто является представителем организации". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Может ли юридическое лицо быть представителем в суде?

Гражданская коллегия ВС РФ приняла судебный акт, который способен перевернуть традиционные взгляды отечественной юриспруденции на институт процессуального представительства: Определение ВС РФ от 27.09.2016 № 36-КГ16-10. Произошло ни много ни мало следующее: ВС РФ признал за юридическим лицом право быть представителем в суде.

Выбор безграничен

Текст судебного акта однозначно свидетельствует о том, что дело было передано именно для решения этого интересного вопроса. То есть данная правовая позиция не носила второстепенного характера. Выражаясь красивым юридическим языком, она является ratio decidendi (сущностью решения), а не obiter dictum (попутно сказанным).

Суть спора, ставшего предметом изучения ВС РФ, сводилась к следующему.

Гражданин Медведев А.С. выдал ООО «Юрколлегия» доверенность на представление интересов в суде. Для реализации своих полномочий ООО «Юрколлегия» оформило доверенность на имя Комарова А.С., уполномочив его совершать от имени ООО «Юрколлегия» процессуальные действия. Таким образом, сложилась следующая структура правовых связей:

–лицо, участвующее в деле – Медведев А.С.;

–представитель Медведева А.С. (по доверенности) – ООО «Юрколлегия»;

–представитель ООО «Юрколлегия» (по доверенности) – Комаров А.С.

Комаров А.С., действуя как представитель ООО «Юрколлегия», подписал апелляционную жалобу «Медведев А.С». Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без рассмотрения по существу. Суд указал, что по смыслу ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть только физические лица, в связи с чем жалоба, подписанная представителем от имени юридического лица, которому выдана доверенность на представление интересов Медведева А.С., не соответствует требованиям ч. 3 ст. 322 ГПК РФ.

Однако ВС РФ не согласился с мнением суда апелляционной инстанции. Гражданская коллегия указала, что положения ст. 49 ГПК РФ «Лица, которые могут быть представителями в суде» не содержат указания на то, что представителем в суде может являться только физическое лицо. Данная норма права предусматривает, что лицо, представляющее интересы в суде, должно быть дееспособным и его полномочия должны быть оформлены надлежащим образом. Равным образом юридические лица не включены в перечень лиц, которые не могут являться представителями в суде, что прямо следует из содержания ст. 51 ГПК РФ. ВС РФ также обратил внимание, что ст. 37 ГПК РФ наравне с физическими лицами наделяет гражданской дееспособностью и юридических лиц.

Проанализировав указанные выше нормы и общие принципы гражданского судопроизводства, ВС РФ пришел к выводу, что если лицо способно своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности от своего имени, то оно способно делать это и от чужого имени (если ему прямо не запрещено быть представителем в силу его должностного положения), поскольку юридическое лицо, способное своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, не может быть ограничено в выборе, от своего или от чужого имени ему действовать, если оно наделено соответствующими полномочиями, оформленными в предусмотренном законом порядке. При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что ООО «Юрколлегия» не может быть представителем в суде, является неверным, завершил свои рассуждения ВС РФ.

Роль позиции ВС РФ

Какую роль способна сыграть указанная правовая позиция? Прежде всего, стоит отметить, что позиция, на которую встал ВС РФ в указанном деле, может быть распространена не только на гражданский, но и на арбитражный процесс. Дело в том, что положения АПК РФ, регулирующие вопросы процессуального представительства содержат формулировки, аналогичные формулировкам ГПК РФ. При таких обстоятельствах с высокой долей вероятности можно утверждать, что нормы ст. 43, 59 и 60 АПК РФ вполне могут быть истолкованы таким образом, что они допускают участие представителя, являющегося юридическим лицом.

Заслуживает ли одобрения позиция, на которую встал ВС РФ? В принципе, серьезных теоретических препятствий для признания за юридическим лицом возможности быть представителем в суде (процессуальная трансдееспособность) мы не видим. При желании конструкция юридического лица может найти свое применение и в институте судебного представительства. Но существует ли в этом необходимость? Появление такого субъекта права, как юридическое лицо, во многом было обусловлено потребностями имущественного оборота. На определенном уровне экономического развития стало удобно, точнее просто необходимо, появление субъекта, отличного от физического лица.

В то же время нельзя забывать, что конструкция юридического лица служит сугубо утилитарным целям, а допустимость ее использования в тех или иных отраслях права зависит о того, насколько специфика тех или иных общественных отношений подразумевает целесообразность ее использования. Например, сегодня в гражданском праве такой субъект, как юридическое лицо, является необходимым, но в уголовном праве мы легко обходимся и еще долго будем обходиться без такого субъекта преступления (хотя подобный опыт известен в некоторых зарубежных правопорядках). Это объясняется как традициями российского уголовного закона и науки, так и тем фактором, что с точки зрения функционального подхода эту роль у нас играет административная ответственность.

Применительно к процессуальному праву мы придерживаемся мнения, что появление представителя – юридического лица является нецелесообразным, за исключением редких случаев, прямо предусмотренных законом. Хотя и применительно к этим редким случаям мы бы лучше предпочли модель так называемого процессуального истца, а не представителя (ст. 52–53.1 АПК РФ; ст. 45, 46 ГПК РФ). Конечно, можно привести примеры, свидетельствующие о возможных преимуществах и удобствах как для самого представляемого, выдавшего доверенность процессуальному представителю – юридическому лицу, так для такого юридического лица. Это в первую очередь относится к снижению трансакционных издержек и повышению гибкости в вопросе, касающемся переоформления полномочий представителя. Однако вряд ли эти примеры являются настолько важными и широко распространенными, чтобы ради этого признавать за юридическим лицом процессуальную трансдееспособность.

Представление интересов в суде неразрывно связано с деятельностью определенного физического лица. Какое бы юридическое лицо ни было указано в доверенности, в суд придет человек и, прилагая свои усилия, будет отстаивать интересы участвующего в деле лица. На качество его деятельности никак не повлияет тот факт, выдал ли доверитель доверенность непосредственно на него или на связанное с ним юридическое лицо. В равной степени появление процессуальных представителей – юридических лиц не способно сыграть какую-либо положительную роль для повышения качества правосудия. В такой ситуации искусственно умножать юридические сущности и усложнять институт судебного представительства, на наш взгляд, нет никакого смысла. Также не следует забывать, что, допустив в процесс представителя – юридическое лицо, мы создаем дополнительные трудности, связанные с проверкой полномочий физических лиц, действующих от имени такого юридического лица.

Читайте так же:  Обмен прав при получении гражданства рф

Однако, выбирая между ограничительным и буквальным толкованием ст. 49 ГПК РФ, судьи ВС РФ предпочли буквальное толкование, хотя, по нашему мнению, более правильным было бы исходить из ограничительного толкования, признавая, что законодатель имел в виду не просто дееспособное лицо, а именно дееспособное физическое лицо. Более того, мы уверены, что ни разработчики ГПК РФ, ни сами законодатели даже представить себе не могли, что в ст. 49 ГПК РФ они открыли дорогу представителю – юридическому лицу. Избранный ВС РФ подход, на наш взгляд, подрывает концептуальные основы, заложенные в ГПК РФ. В равной степени он способствует разрыву фидуциарных отношений между доверителем и поверенным, поскольку создает дополнительные возможности для возникновения ситуации, когда доверитель вовсе не будет знать, кто конкретно защищает его интересы в суде. Если в арбитражном процессе такой подход хоть как-то можно обосновать, то применительно к гражданскому процессу это является неверным. Доверчивые граждане намного вероятнее могут стать заложниками недобросовестных юридических фирм, направляющих на процесс неквалифицированных и неподготовленных лиц.

Неопределенность нужно устранить

Завершая освещение комментируемой позиции, хочется обратить внимание на поднятую проблему разработчиков единого ГПК РФ. Я искренне надеюсь, что единый Гражданский процессуальный кодекс не обойдет данный вопрос стороной. Вне зависимости от того, в пользу какого подхода склонится чаша весов, необходимо устранить неопределенность и дать четкий ответ о процессуальной трансдееспособности юридического лица.

Не разделяя правовую позицию ВС РФ, мы вместе с тем не можем не признать, что ВС РФ правильно разрешил спор по существу. Ведь суд апелляционной инстанции фактически лишил заявителя права на судебную защиту. Можно предположить, что именно желание исправить фундаментальную ошибку и восстановить справедливость подвигло ВС РФ на столь смелую правовую позицию. Но, если бы мы оказались на месте судей ВС РФ, мы все же привели бы иные мотивы для отмены судебного акта.

Очевидно, что апеллянт стал заложником неопределенности положений ст. 49 ГПК РФ и безответственности судей апелляционной инстанции. Обжалуя решение, апеллянт предпринял все необходимые действия, чтобы соблюсти требования ГПК РФ к содержанию и порядку подачи апелляционной жалобы. Между тем апелляционный суд, вместо того чтобы устранить сомнения относительно полномочий лица, подписавшего апелляционную жалобу, возвратил ее без рассмотрения по существу. В такой ситуации суд апелляционной инстанции вопреки задачам гражданского судопроизводства своими действиями лишил апеллянта права на пересмотр решения суда первой инстанции в апелляционном порядке. Хотя по смыслу ст. 49 ГПК РФ юридическое лицо не может являться представителем при наличии имеющейся в материалах дела доверенности, суду апелляционной инстанции следовало разъяснить апеллянту положения указанной нормы, выяснить его мнение относительно подачи апелляционной жалобы и при необходимости предоставить ему разумной срок для оформления полномочий представителя в установленном законом порядке. Поскольку этого сделано не было, определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения подлежало отмене.

Вопрос 26. Представители юридических лиц

Деятельность юридического лица согласно ст. 53 ГК может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.

К первым относятся представители организации — лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.

Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо на основании полномочий, установленных для них законом и учредительными документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными — директор, президент;

Иные лица, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.

Ко вторым относятся работники организации, осуществляющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового договора без выполнения функций представительства.

Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

Филиалы и представительства согласно ст. 55 ГК — территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8475 —

| 8067 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Кто является представителем власти по специальному полномочию (Н. Ковалева, «Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г.)

Кто является представителем власти
по специальному полномочию

Согласно примечанию 1 к ст.285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Читайте так же:  Оформление пая на землю в собственность

Принципиально новым является признание действующим УК возможности осуществления функций представителя власти по специальному полномочию. Однако в определении понятия специального полномочия нет единого мнения ни в теории, ни в практике уголовного права. Некоторые авторы даже предлагают исключить понятие «специальное полномочие» из уголовного закона, поскольку-де оно не имеет сколько-нибудь определенного правового содержания и лишь вносит логические противоречия в примечание к ст.285 УК.

В свою очередь Пленум Верховного Суда РФ в названном постановлении не дает четкой дефиниции «специального полномочия». Он лишь указывает, что выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, в течение определенного времени или одноразово либо совмещает их исполнение с основной работой. Но остается неясным: чем же специальное полномочие отличается от временного?

Судебная практика нередко смешивает понятия «специальное полномочие» и «временное полномочие». Так, М., заместитель начальника отдела физической защиты службы на Кавказских Минеральных Водах Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ставропольскому краю, 28 декабря 1999 г. был отстранен от должности. 13 ноября 2000 г. начальник названного Управления издал на имя М. предписание о проведении рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса. По обстоятельствам проверки возник спор. Дело было передано в суд, который пришел, в частности, к выводу, что М. являлся должностным лицом — представителем власти по специальному полномочию. Однако в данном случае имело место временное исполнение обязанностей должностного лица, поскольку на основании указанного предписания М. получил полномочия на определенное время — на время проведения рейда по выявлению административных правонарушений в сфере игорного бизнеса.

«Специальный» — значит особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный. Определение специального полномочия должно содержать в себе признаки, четко отграничивающие его от других понятий. На мой взгляд, специальное полномочие — официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти. Таким образом, внештатные сотрудники милиции, внештатные инспекторы технадзора, общественные контролеры, народные и присяжные заседатели, общественные помощники следователя, прокурора, депутата и т.п. являются должностными лицами, осуществляющими функции представителя власти по специальному полномочию.

Поддержку такой позиции можно встретить в юридической литературе. На практике же указанные лица (за исключением народных и присяжных заседателей — о них есть специальная оговорка в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.) должностными не признаются.

Так, в обвинительном приговоре в отношении М., внештатного сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска, суды первой и второй инстанций признали его должностным лицом, исполняющим функции представителя власти по специальному полномочию. Президиум Верховного Суда РФ приговор изменил, указав, что М. признан должностным лицом необоснованно (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 12. С. 10, 11). Между тем по делу было ясно, что только использование служебных полномочий позволило М. совершить преступление.

Практика показывает, что необходимо пересмотреть положения, регламентирующие деятельность общественных помощников, внештатных сотрудников правоохранительных органов, и официально признать за ними процессуальные полномочия, которые они фактически имеют. Уголовная же ответственность за нарушение ими этих полномочий действующим УК уже установлена в ст.285.

аспирант Ставропольского госуниверситета

«Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кто является представителем власти по специальному полномочию

[1]

Н. Ковалева — аспирант Ставропольского госуниверситета

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 25.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) они подлежат применению, когда производство по делу ведется в отношении юридического лица (в т.ч. иностранных юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций) либо когда юридическое лицо является потерпевшим по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1, 25.2);

2) защиту прав и интересов упомянутых юридических лиц осуществляют их законные представители. К ним относятся:

а) руководитель юридического лица (независимо от того, как он называется исходя из учредительных документов, например, генеральный директор ОАО, директор государственного унитарного предприятия, председатель производственного кооператива). Он действует без доверенности (предъявив, например, служебное удостоверение);

б) лицо, которое признано органом юридического лица исходя из норм закона (например, Закона об ООО, Закона о ПК, из норм ст. 71, 84 ГК об органах хозяйственных товариществ и т.д.) либо учредительных документов (например, исходя из устава ЗАО, договора о создании полного товарищества, типового устава казенного предприятия). Полномочия последних также подтверждаются документами, удостоверениями, которые подписаны руководителем и выданы всем лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган юридических лиц.

2. Применяя правила ч. 3, 4 ст. 25.4, нужно учесть следующее:

1) они касаются лишь стадии рассмотрения дела;

2) они устанавливают, что по общему правилу дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматриваются с участием его законного представителя или защитника. В практике возникает вопрос: допустимо ли одновременное участие в деле и законного представителя юридического лица, и защитника? Да, правилам ч. 3 ст. 25.4 это не противоречит;

3) они устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, может быть рассмотрено без участия законных представителей и защитников (см. о последних коммент. к ст. 25.5): нельзя (по усмотрению судье, органа, должностного лица) толковать этот перечень расширительно;

4) судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе (но только на стадии рассмотрения дела) признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (или защитника). Данный вопрос разрешается исходя из всех обстоятельств дела. О том, что присутствие законного представителя или защитника юридического лица обязательно, выносится определение, которое передается юридическому лицу. Оно должно отвечать требованиям ст. 29.12 (см. коммент. к ней).

Читайте так же:  Административный штраф за утерю паспорта

Представители юридических лиц

Статья 53. Органы юридического лица

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1404 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Уполномоченный представитель

Уполномоченный представитель (гражданина) лицо, наделенное правом представлять интересы человека на основании доверенности. Доверенность должна быть нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной (например, доверенность военнослужащего, который находится в военно-лечебном учреждении, заверенная старшим врачом). Об этом сказано в статьях 185 и 185.1 Гражданского кодекса РФ.

Уполномоченный представитель (организации) – лицо, наделенное правом представлять интересы организации в налоговых правоотношениях на основании доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ). Уполномоченными представителями организации могут быть ее сотрудники (главный бухгалтер, бухгалтер, курьер) и другие лица.

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

[3]

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Статья 31. Иные представители работников

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 33. Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Госпошлина за обеспечение иска в арбитражном суде

Законные налоговые представители организации

Законное представительство

Виды представительства

Возникновение у налоговых представителей необходимых полномочий Налоговый кодекс РФ связывает с закреплением этих полномочий в законе или учредительных документах организации, а также с волеизъявлением представляемого лица, оформляемого в виде доверенности. Законодательный акт, учредительные документы организации или доверенность будут определять объем и характер полномочий налогового представителя, а также условия осуществления данных полномочий. Соответственно различаются два возможных вида налогового представительства:

1. Законное представительство, возникающее в силу закона или учредительных документов.

2. Уполномоченное представительство, возникающее на основании доверенности, выдаваемой в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Законное представительство возникает по двум основаниям: в силу закона или учредительных документов организации (статья 27 Налогового кодекса РФ).

Существенными особенностями данного вида представительства являются:

1. возникновение статуса законного представителя у лица независимо от его волеизъявления, в силу указания законодательного акта или учредительных документов;

2. полномочия законного представителя не зависят от воли представляемого лица и определяются законом или учредительными документами;

3. действия (бездействие) законных представителей организации в налоговых правоотношениях признаются действиями (бездействиями) этой организации.

Необходимо отметить, что законное представительство в рамках гражданского права возникает только в силу прямого указания закона. В гражданском праве не существует такого представительства, которое возникало бы на основании учредительных документов организации. В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса РФ лица, действующие на основании учредительных документов являются не представителями, а органами юридического лица, посредством действий которых происходит приобретение юридическим лицом гражданских прав и обязанностей. В то же время в налоговом праве лица, действующие на основании учредительных документов организации, становятся её законными представителями перед лицом государства.

В качестве законных представителей организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, выступают, прежде всего, должностные лица юридического лица (руководитель, главный бухгалтер и др.).

Конкретное физическое лицо, будучи руководителем организации, является её законным налоговым представителем в силу занимаемой им должности в соответствии с учредительными документами и документами, свидетельствующими о назначении данного конкретного физического лица на должность руководителя (например, протокол о выборах директора, трудовой контракт или приказ губернатора). Обычно, на практике кроме руководителя организации законным представителем юридического лица признается также главный бухгалтер организации в силу норм Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В случаях, когда заместитель или какой-либо другой работник организации в определённый период времени замещает руководителя организации и осуществляет его должностные обязанности, то в данный период времени надлежит признать, что заместитель является законным налоговым представителем своей организации.

В соответствии со статьей 28 Налогового кодекса РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой этой организации. Указанное правило распространяется только на законных представителей тех налогоплательщиков, которые являются организациями. Именно по действиям законного представителя организации (обычно, должностного лица организации) будет осуществляться квалификация и определяться объективная и субъективная сторона налогового правонарушения.

Нельзя, однако, исключить ситуаций, когда организация в силу закона или своих учредительных документов будет иметь несколько законных представителей, имеющих полномочия по представлению интересов организации, причем эти представители могут различаться по своему статусу. Для разрешения в таких случаях неоднозначных ситуаций организация-налогоплательщик должна в учредительных документах определить тех лиц, которые являются её законными налоговыми представителями.

По общему правилу полномочия налоговых представителей должны быть документально подтверждены. Полномочия законных налоговых представителей установлены законом или учредительными документами и поэтому документальному подтверждению подлежит статус конкретного физического или юридического лица как законного представителя. Он подтверждается учредительными документами и документами, устанавливающими назначение конкретного физического лица на должность руководителя организации (приказ, контракт и т. д.).

В настоящее время информацию о законных представителях организации налоговые органы получают из документов, подаваемых для осуществления государственной регистрации юридического лица.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 674 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Форма представительства

Для возникновения правоотношений в виде представительства, основания их возникновения должны быть облачены в определенную форму. Гражданское законодательство предусматривает три таких формы: волеизъявление самого представляемого, указание закона, акт уполномоченного государственного органа и органа местного самоуправления.

Волеизъявление представляемого. Воля представляемого и представителя о возникновении между ними представительских отношений закрепляется договором поручения. Договор может быт как устный, так и письменный. Кроме договора, необходима выдача доверенности. При ее отсутствии представительские отношения не считаются возникшими.

Добровольное представительство возникает по воле представляемого, который определяет личность поверенного, объем его полномочий. Так, участники полного товарищества и товарищества на вере, подписавшие учредительный договор о создании юридического лица такого рода, вправе заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества (ст. 69 ГК); при этом издание какого-либо дополнительного акта не требуется. Если же ведение дел возложено на отдельных участников полного товарищества, что вполне допустимо хотя бы в силу их большей компетентности, то остальные должны иметь от них доверенность (ст. 72 ГК).

На основании доверенности, выданной юридическим лицом, действуют руководители филиалов этой организации. Таким структурным подразделениям может быть передана часть прав юридического лица, в том числе право заключать договоры, но от имени и по доверенности, выданной организацией. Отсутствие в договоре, подписанном руководителем филиала, такой ссылки еще не означает превышения им своих полномочий. Если такие полномочия указаны в Положении о филиале и выданной ее руководителю доверенности, сделка считается совершенной от имени юридического лица.

[2]

Закон позволяет последующее, после заключения сделки, волеизъявление представляемого. Это правовое положение получило название «представительство без полномочий».

Наличие у представителя полномочий – непременное условие всякого представительства. В гражданском обороте встречаются и такие случаи, когда сделки и иные юридические действия от имени и в интересах одних лиц совершаются другими лицами, не имеющими на это необходимых полномочий.

Читайте так же:  Оценка квартиры для ипотеки зачем нужна

Полномочия без представительства можно разделить на два вида: полное отсутствие предварительной договоренности и мнимое представительство.

Полное отсутствие предварительной договоренности возникает в чистом виде, когда между участниками гражданского оборота вообще отсутствует какая-либо предварительная договоренность о представительстве. Например, гражданин, зная, что его знакомый нуждается в жилом помещении, но не имея от него на этот счет никакого конкретного поручения, заключает от его имени договор об аренде квартиры.

Мнимое представительство. Это случай, когда участники гражданского оборота полагают, что действуют в соответствии с правилами о представительстве, но в действительности представитель соответствующим полномочием не обладает. Примерами такого мнимого представительства могут служить случаи неправильного оформления доверенности, прекращения ее действия в связи с истечением срока, отменой ее представляемым и т. п. Наконец, нередко случается, что представитель располагает полномочием, однако при его осуществлении выходит за его пределы, например, заключает договор о приобретении для представляемого имущества в гораздо большем количестве, чем ему было поручено.

Правовые последствия представительства без полномочий. Во всех случаях сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом от имени и в интересах другого, не порождают для последнего соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем не всегда деятельность без полномочий или с превышением полномочий не поражает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Так, лицо, от имени которого совершена сделка или иное юридическое действие, может восполнить отсутствие или недостаток полномочий путем последующего одобрения совершенной сделки. Такое одобрение должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока. По своей юридической природе последующее одобрение сделки является односторонней сделкой, совершенной по усмотрению представляемого. Оно может быть выражено как в письменной форме, например, в виде письма, телеграммы, факса и т.п., так и путем конклюдентных действий, например, заселением нанятой квартиры, производством расчетов и т.п. Важно лишь, чтобы из действий представляемого однозначно следовало прямое одобрение им совершенной сделки. Одобрение сделки представляемым действует с обратной силой, т.е. делает сделку действительной с момента ее совершения.

Заключение сделки при посредстве лица, не имеющего соответствующих полномочий или действующего с их превышением, влечет правовые последствия для третьего лица. Правило, согласно которому представляемый может одобрить совершенную от его имени сделку, установлено прежде всего в интересах лица, для которого эта сделка совершена. Что касается третьего лица, с которым заключена сделка, то предполагается, что оно знало или должно было знать о неуправомоченности представителя, так как имелась возможность путем знакомства с доверенностью проверить полномочия последнего. Поэтому, если третьим лицом в этом отношении проявлена беспечность или если такая сделка заключена им сознательно (например, в расчете на последующее одобрение сделки представляемым), он считается связанным совершенной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым и, следовательно, приобретет юридическую силу, третье лицо, знавшее о неуправомоченности представителя, не может отказаться от принятого на себя обязательства со ссылкой на это обстоятельство.

Законное представительство. Эта форма устанавливается прямым предписанием закона либо административным актом, т. е. независимо от воли представляемого. Законными представителями интересов детей являются их родители, усыновители и опекуны (ст. 64 СК РФ, ст. 32 ГК).

Законные представители не должны подтверждать свои полномочия доверенностью. Для осуществления своих функций им достаточно предъявить паспорт, свидетельство о рождении ребенка или опекунское удостоверение.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, поскольку юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Обычно, в качестве законного представителя юридического лица выступает его директор.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. При этом лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Представительство, основанное на административном акте, есть такое представительство, при котором представитель обязуется действовать от имени представляемого в силу административного распоряжения последнего. Чаще всего оно имеет место тогда, когда орган юридического лица издает приказ о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенной представительской функции – заключением сделок. Полномочия представителя в этом случае определяются изданным административным актом, либо следуют из должностной инструкции работника, либо явствуют из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир, приемщик заказов и т.п.). К данному виду представительства следует отнести и такое представительство, которое основано на членстве в кооперативной или общественной организации.

Иногда о наличии представительских отношений говорит сама обстановка (например, гардероб), в которой действует представитель, и конклюдентные действия лица (работник принимает на хранение одежду), действующего от имени организации (театра). Это очевидно для третьих лиц, поэтому в проверке полномочий работника нет необходимости. Само же представительство в подобном случае основано на административном акте – приказе о назначении на соответствующую должность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1282 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Кто является представителем организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here