Кому может выдавать кредиты банк россии

Самое важное на тему: "Кому может выдавать кредиты банк россии". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Кредиты Банка России без обеспечения

Основные характеристики инструмента

Кредиты без обеспечения (или беззалоговые кредиты) являются инструментом предоставления ликвидности, позволяющим кредитным организациям получать средства от центрального банка без внесения залога или предоставления какого-либо обеспечения. Применение подобного инструмента сопряжено с повышенными рисками для центрального банка и, как правило, не используется в странах с развитыми финансовыми рынками. В странах с развивающимися рынками его использование в определенных условиях может быть оправдано, так как кредитные организации могут не иметь достаточного количества активов для использования их в качестве обеспечения для получения обеспеченных кредитов.

В связи с высокими рисками для центрального банка кредиты без обеспечения, в отличие от обеспеченных кредитов, обычно предоставляются по более высокой процентной ставке, на более короткие сроки и более узкому кругу наиболее надежных заемщиков.

В России механизм предоставления кредитным организациям кредитов без обеспечения был введён в действие осенью 2008 года в острой фазе финансового кризиса. В этот период в условиях резкого снижения пассивов кредитных организаций в рублях, в том числе обусловленного изъятием средств со счетов субъектами нефинансового сектора экономики, сформировался острый дефицит ликвидности банковского сектора, в то время как на российских фондовых рынках произошло резкое падение индексов, приведшее к существенному сжатию залоговой базы по операциям предоставления ликвидности Банка России. Возможность предоставления Банком России кредитов без обеспечения была установлена Федеральным законом от 13 октября 2008 года № «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Предоставление кредитов без обеспечения являлось одним из основных антикризисных инструментов Банка России в период с конца 2008 года по 2010 год и в сочетании с другими предпринятыми мерами способствовало преодолению системного дефицита ликвидности банковского сектора и сохранению устойчивости банковской системы в целом. С 1 января 2011 года предоставление кредитов без обеспечения было приостановлено на основании решения Совета директоров Банка России от 30 июня 2010 года ввиду нормализации ситуации с ликвидностью банковского сектора. Однако в случае необходимости Банк России имеет возможность возобновить практику проведения данных операций.

Предоставление банкам кредитов без обеспечения осуществляется в соответствии со ст. 46 Федерального закона № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и Положением Банка России от 16 октября 2008 года № «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения», регламентирующим условия и порядок проведения указанных операций.

Минимальные значения ставок по кредитам без обеспечения на соответствующие сроки устанавливаются Советом директоров Банка России в ходе принятия решения о процентных ставках по операциям Банка России.

Участники операций

Банк России имеет возможность предоставлять кредиты без обеспечения кредитным организациям, имеющим рейтинг кредитоспособности не ниже установленного уровня, на срок не более 1 года. Максимальные сроки предоставления кредитов без обеспечения для каждой кредитной организации зависят от уровня ее кредитного рейтинга, присвоенного международными (S&P, Fitch Ratings, Moody’s) и (или) национальными рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт РА, НРА, AK&M).

Условия предоставления кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения

(по состоянию на конец 2010 г.)

Категория
кредитной
организации
Международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности, не ниже Рейтинг кредитоспособности, не ниже Максимальный срок предоставления кредита
S&P, Fitch Moody’s RusRating Эксперт РА НРА AK&M
1 BBB- Baa3 н/п* н/п н/п н/п 1 год
2 BB- и 1, 2 классифика-
ционная группа**
Ba3 и 1, 2 классифика-
ционная группа**
н/п н/п н/п н/п 1 год
BB- Ba3 н/п н/п н/п н/п 6 месяцев
3 B- B3 н/п н/п н/п н/п 3 месяца
4 н/п н/п ВВ и 1, 2 классифика-
ционная группа**
A и 1, 2 классифика-
ционная группа**
A и 1, 2 классифика-
ционная группа**
A и 1, 2 классифика-
ционная группа**
5 недель
  • * Не применяется.
  • ** В соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».

[1]

Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности кредитных организаций, минимальные уровни рейтингов и дополнительные требования к получателям кредитов определяются Советом директоров Банка России.

Для того чтобы иметь возможность доступа к кредитам без обеспечения, кредитная организация, обладающая рейтингом кредитоспособности не ниже необходимого уровня, должна заключить с Банком России генеральное соглашение (Приложение к Положению Банка России № ). Для каждой организации, заключившей генеральное соглашение, устанавливается и доводится до ее сведения доступный ей лимит по кредитному риску. Лимит по кредитному риску — это максимально допустимая совокупная сумма денежных средств, в пределах которой Банк России может предоставлять средства кредитной организации в рамках кредитования без обеспечения. Данный показатель определяется исходя из размера собственного капитала кредитной организации, ее рейтинга и иных факторов. Кроме того, как и для других инструментов предоставления ликвидности, для получения кредитов без обеспечения кредитная организация не должна иметь просроченных обязательств перед Банком России.

В годах в целях поддержки банковского сектора российской экономики были приняты решения, направленные на расширение потенциала использования инструмента, в частности, введена в действие практика использования рейтингов кредитоспособности национальных рейтинговых агентств, произведено увеличение лимитов по кредитному риску, а также был увеличен максимально возможный срок предоставления кредитов без обеспечения до одного года. При этом для противодействия использованию привлечённых банками средств в целях реализации спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке в период ослабления рубля Банк России использовал количественные ограничения на объём предоставления ликвидности банковскому сектору, а также направил кредитным организациям рекомендации поддерживать стабильный уровень иностранных активов и чистых балансовых позиций по иностранным валютам. Выполнение указанных рекомендаций учитывалось Банком России при установлении лимитов для кредитных организаций на привлечение беззалоговых кредитов (рекомендации действовали с конца 2008 года до начала третьего квартала 2009 года).

Параметры проведения операций

Предоставление кредитов без обеспечения в период действия данного инструмента осуществлялось в рамках кредитных аукционов, проводящихся Банком России с использованием биржевой инфраструктуры. Кредитные аукционы проводились Банком России в форме процентных конкурсов заявок от кредитных организаций. Параметры кредитных аукционов (дата проведения, срок предоставления средств, максимальный объём предоставляемых средств, минимальная ставка, указываемая в заявке, и другие) раскрывались Банком России в форме пресс-релизов на сайте Банка России.

Читайте так же:  Заполнение платежки по налогу на прибыль

При определении параметров проведения кредитных аукционов Банком России принимались во внимание оценка текущей ситуации на денежном рынке, тенденции в динамике факторов формирования ликвидности банковского сектора, данные об объёме погашений в расчётную дату в разрезе сроков и групп банков по кредитному риску, а также другая релевантная информация.

Предоставление средств на кредитных аукционах осуществлялось на стандартные сроки 5 недель, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. В соответствии со сложившейся практикой, кредитные аукционы на срок более 5 недель проводились, как правило, по понедельникам, на срок 5 недель — по вторникам. Расчёты по итогам кредитных аукционов осуществлялись в среду на условиях взаимозачёта встречных требований.

В ходе аукциона Банком России принимались как конкурентные (с указанием размера процентной ставки) так и неконкурентные (без указания ставки) заявки, которые удовлетворялись в приоритетном порядке по сложившейся на аукционе средневзвешенной процентной ставке. Возможность использования неконкурентных заявок была введена Банком России с 15 июня 2009 года, при этом максимальный объем неконкурентной заявки устанавливался Банком России для каждой кредитной организации.

На основе подлежащих удовлетворению заявок по результатам аукциона происходило заключение соответствующих кредитных договоров между Банком России и кредитной организацией. При этом в отличие от других инструментов Банка России (в частности, операций прямого РЕПО), предусматривалась возможность досрочного погашения банком полученного кредита без обеспечения. Данная возможность достаточно широко использовалась кредитными организациями, привлекшими кредиты без обеспечения на относительно длительные сроки, в период снижения напряжённости на российском денежном рынке.

Статистика по результатам состоявшихся кредитных аукционов и информация о задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту доступна в разделе Статистика, Инструменты денежно-кредитной политики, подраздел «Операции по предоставлению кредитов без обеспечения».

С середины 2009 года по мере снижения напряжённости на российском денежном рынке и уменьшения рисков устойчивости банковского сектора, действия Банка России были направлены на постепенное сокращение масштабов использования механизма кредитования без обеспечения, введенного в качестве антикризисного инструмента, и переориентацию кредитных организаций на традиционные инструменты денежно-кредитной политики. В частности, с мая 2009 года был принят ряд последовательных решений по снижению лимитов по кредитному риску на банки и повышению минимальных пороговых уровней рейтингов кредитоспособности, присваиваемых национальными рейтинговыми агентствами. Кроме того, в целях дестимулирования использования кредитными организациями кредитов без обеспечения с августа 2009 года не производилось снижение минимальных ставок на кредитных аукционах.

Всего за период предоставления кредитов без обеспечения данный инструмент предоставления ликвидности использовался 192 кредитными организациями, при этом проблемы со своевременным исполнением обязательств по предоставленным кредитам возникали у четырех банков.

[2]

По состоянию на конец 2010 года, к моменту приостановления использования Банком России указанного инструмента, задолженность по реструктурированным кредитам, первоначально предоставленным как кредиты без обеспечения, составила 46,4 млрд. рублей.

С 3 мая 2011 года Банк России приостановил заключение с кредитными организациями генеральных соглашений о предоставлении кредитов без обеспечения.

Можно ли и как получить кредит в Центральном Банке РФ физическому лицу?

ЦБ не выступает на рынке в качестве продавца банковских продуктов и услуг ни физикам, ни юр.лицам. субъектами контактов ЦБ являются только банки РФ и иные кредитные организации, деятельность которых лицензируется центральным банком.

общение с банками ЦБ осуществляет через сеть региональных РКЦ (расчетно-кассовых центров), где банки открывают свои корр.счета. деятельность ЦБ регламентируется специальным адресным Законом РФ «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации». если кратко, то суть работы ЦБ РФ — надзор за соблюдением банками этого закона и условиями исполнения лицензий

Предоставление гражданам займов и кредитов: что изменилось с 1 октября

JanPietruszka / Depositphotos.com

1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 271-ФЗ (за исключением положений, для которых установлены иные сроки), которым внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», далее – Закон № 353-ФЗ (указание Банка России от 31 августа 2018 г. № 4892-У, информация Банка России от 1 октября 2019 г.).

В частности, с указанной даты предоставлять гражданам кредиты (займы), обеспеченные ипотекой, могут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России:

  • банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы;
  • уполномоченные АО «ДОМ.РФ» организации (их перечень публикуется на сайте АО «ДОМ.РФ») и ФГКУ «Росвоенипотека».

Это требование не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику (ч. 1.5 ст. 6 Закона № 353-ФЗ).

Кроме того, с 1 октября 2019 г. ограничен максимальный размер процентной ставки по ипотечным займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами и сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами своим членам – физлицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых (информация Банка России от 27 сентября 2019 г.). Данная мера, как отмечает ЦБ РФ, направлена на предотвращение выдачи ипотечных займов по завышенным ставкам, а также на обеспечение доступности этого вида потребительских займов для жителей небольших населенных пунктов.

Помимо этого, с 1 октября микрокредитные компании получили возможность поручать проведение идентификации клиентов банкам. Норма, запрещающая им делегировать идентификацию клиентов банкам, утратила силу. По мнению ЦБ РФ, это позволит снизить возможности для мошенничества (оформления займов по паспортным данным третьих лиц).

Другая часть нововведений обусловлена тем, что с 1 октября 2019 г. применяется приложение 1 к указанию Банка России от 31 августа 2018 г. № 4892-У, согласно которому кредитные организации теперь обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщиков-физлиц (ПДН) при принятии решения о выдаче кредита от 10 тыс. руб. (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте), а также о реструктуризации задолженности по нему и при принятии решений, изменяющих условия договора кредита (займа):

  • об увеличении лимита кредитования и о продлении срока действия договора кредита (займа) – для кредитов, предоставляемых с использованием банковской карты,
  • об увеличении размера ежемесячного платежа, об изменении валюты кредита (займа) – для иных кредитов (займов).
Читайте так же:  Как заполнить справку 3 ндфл за обучение

Долговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика к его среднемесячному доходу.

Расчет производится исходя из информации из кредитного отчета, предоставляемого бюро кредитных историй по запросу кредитной организации (в части определения суммы среднемесячных платежей по кредитам и займам) и документов, подтверждающих доход заемщика (в части определения его среднемесячного дохода). Такими подтверждающими документами могут быть справка о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ/3-НДФЛ, справка о заработной плате с места работы, подтвержденная работодателем, справка о размере пенсии и т. д. Конкретный перечень и порядок представления подтверждающих доход документов определяют сами кредитные организации с учетом Примерного перечня Банка России.

В целях ограничения рисков, связанных с увеличением закредитованности населения, Банком России установлены надбавки к коэффициентам риска в зависимости от значений показателей долговой нагрузки заемщика и полной стоимости кредита по необеспеченным потребительским кредитам в рублях, предоставленным c 1 октября 2019 г. В частности, повышенные надбавки к коэффициентам риска применяются при ПДН выше 50%. Напомним, что эти надбавки учитываются при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации. Следовательно, при кредитовании заемщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%) банки должны будут формировать дополнительный запас капитала.

Аналогичные требования, касающиеся расчета показателя долговой нагрузки, предусмотрены с 1 октября и для микрофинансовых и микрокредитных организаций.

К сведению: через месяц, с 1 ноября 2019 года, микрофинансовые организации будут не вправе выдавать гражданам потребительские займы, обеспеченные залогом жилья, даже если оно не является единственным. Указанное ограничение не затронет МФО, учредителем (акционером, участником) которых является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Предполагается, что введение данного запрета позволит на законодательном уровне отделить деятельность МФО по выдаче потребительских займов от незаконной деятельности мошенников, занимающихся махинациями с жильем, которых часто принимали за МФО.

Потребительские кредиты и займы будут выдаваться по новым правилам

С 1 июля 2014 г. отношения в сфере потребительского кредитования существенно изменятся в связи с тем, что был опубликован Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон). Закон содержит правила, по которым кредитные и некредитные финансовые организации будут предоставлять кредиты и займы гражданам для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. В Законе определен порядок исчисления полной стоимости кредита, ограничены максимальные размеры неустойки, установлены подробные требования к содержанию и оформлению договоров потребительского кредита (займа). Положения документа будут распространяться на банки, микрофинансовые кредитные организации, кредитные кооперативы, на иные компании, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также на лиц, получивших право требования к заемщику (далее обобщенно — кредиторы).

Максимальную стоимость потребительских кредитов фактически будет определять Банк России

С 1 июля 2014 г. кредиторы не смогут произвольно устанавливать полную стоимость потребительских кредитов. Закон содержит формулу для расчета их стоимости, а также определяет, какие платежи могут включаться в эту стоимость, а какие — нет. Например, сумма страховой премии по договору добровольного страхования может включаться в стоимость кредита только в том случае, если заемщик в результате заключения такого договора получает более выгодные условия кредитования.

Полная стоимость каждого конкретного потребительского кредита (займа) на момент заключения договора не должна более чем на одну треть превышать среднерыночное значение, утвержденное Банком России на текущий квартал в отношении соответствующей категории кредитного продукта.

В Законе предусмотрен порядок определения среднерыночной стоимости потребительского кредита (займа). В то же время решение некоторых вопросов, касающихся данного процесса, возможно только после принятия Банком России необходимых подзаконных актов.

В частности, на усмотрение Банка России оставлено определение категорий потребительских кредитов. Закон содержит только показатели, которые Банк России должен будет при этом учитывать: сумма кредита, его срок, вид кредитора, цель и др. Но при этом не указано, обязаны ли разные категории кредитов (займов) отличаться по всем названным показателям.

Например, Банк России может определить, что ключевым для выделения кредита в отдельную категорию будет его размер и срок возврата. Таким образом, банки и микрофинансовые организации будут вынуждены выдавать кредиты данной категории в рамках единых ставок, хотя в настоящее время процентные ставки у этих организаций могут различаться в несколько десятков раз.

В Законе установлено, что для каждой категории потребительского кредита Банк России обязан провести оценку кредитов (займов), которые выдают не менее ста крупнейших кредиторов либо не менее одной трети общего количества кредиторов, предоставляющих кредиты (займы) соответствующей категории.

Все условия договоров потребительского кредита (займа) будут разделены на общие и индивидуальные

Закон разделит все условия потребительских кредитов на общие и индивидуальные. Отличия между ними состоят в том, что общие условия устанавливаются кредитором в одностороннем порядке в целях многократного применения. Индивидуальные условия, напротив, указываются в каждом договоре отдельно и применяются только в отношениях между кредитором и конкретным заемщиком.

К индивидуальным условиям кредитного договора (договора займа) согласно Закону, в частности, относятся размер кредита (займа), срок его возврата, процентная ставка и др. Закон требует, чтобы индивидуальные условия договора фиксировались в форме таблицы, которая в договоре будет размещаться непосредственно после информации о полной стоимости кредита.

В Законе не закреплены общие условия кредитования, однако из текста документа можно установить их примерный перечень. Так, кредиторы обязаны будут публиковать в местах оказания услуг информацию о предоставлении, использовании и возврате кредитов (займов). Указано, что общие и индивидуальные условия договора не должны противоречить опубликованным для всеобщего доступа сведениям.

Процедура изменения общих условий договора существенно отличается от процедуры изменения его индивидуальных условий. Кредитор вправе изменить общие условия договора в одностороннем порядке, если это не повлечет за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика.

Должник также имеет право на одностороннее изменение общих условий, однако эту процедуру он сможет осуществить только в судебном порядке. В Законе определено, что к общим условиям применяются положения ст. 428 ГК РФ о договорах присоединения. Таким образом, заемщик имеет право пойти в суд с требованием об изменении таких условий, если они явно обременительны для заемщика (например, снижают ответственность кредитора).

Читайте так же:  Разрешение на подключение к газопроводу

В отношении индивидуальных условий подобной оговорки нет, поэтому изменить их можно будет в общем порядке, предусмотренном гл. 29 ГК РФ (в том числе по соглашению сторон, по решению суда в случае существенного нарушения договора другой стороной и т.п.).

Таким образом, когда новые правила вступят в силу, то заемщикам будет сложнее изменить индивидуальные условия договоров потребительского кредита (займа), поскольку в настоящее время суды признают подобные договоры договорами присоединения (см., например, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28.10.2013 по делу N 33-12917/13).

Кредитор сможет уступить любому лицу право требования по договору потребительского кредита (займа), если закон или договор не содержит запрета на такую уступку

Закон содержит общее правило, согласно которому кредитор сможет уступить любому лицу свое право требования к должнику. Однако запрет на такую уступку может быть предусмотрен законом или договором. Для перехода прав требования не имеет значения ни статус кредитора, ни статус лица, в пользу которого происходит уступка права. Тем самым в отношении банков Закон устраняет противоречие между практикой арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции: банк имеет право без согласия заемщика уступать право требования по договору потребительского кредита любому лицу, даже если у него нет статуса кредитной организации (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146).

Суды общей юрисдикции отстаивают иную точку зрения: банку запрещено уступать право требования лицам, не имеющим лицензий на право осуществления банковской деятельности, если в законе или в кредитном договоре нет прямого указания на возможность такой уступки (п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Лазер Вирта

Энциклопедия экономики

Кому может выдавать кредиты банк россии

В настоящее время существует фирма, которая называется «Потребительское общество взаимного кредитования и страхования «Финанс-Кредит». Видами осуществляемой деятельности являются: эмиссионная деятельность, предоставление брокерских услуг по ипотечным кооперациям, подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, денежное посредничество, прочее финансовое посредничество, предоставление потребительского кредита (основной вид деятельности), предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, капиталовложения в собственность.

Таким образом, основным видом деятельности ПОВКиС «Финанс-Кредит» является предоставление потребительского кредита. В соответствии со ст. 819 ГК РФ: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее».

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст.1 ФЗ №395-1 от 02.12.1990г. «О банках и банковской деятельности»). Следовательно, кредитной организацией может быть только хозяйственное общество, а именно: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. Также осуществлять свою деятельность такое общество имеет право только при наличии лицензии ЦБ РФ. Кроме того, если договор является возмездным, то сторона обязательно получит какую-либо материальную выгоду (прибыль). Получение прибыли вступает в противоречие с положением закона о том, что деятельность некоммерческой организации направлена не на извлечение прибыли.

Таким образом, кредиты могут предоставлять только банки или иные кредитные организации. Также кредитный договор — всегда возмездный.

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (с учетом изменений).

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутри дневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) — ломбардные кредиты.

Внутри дневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутри дневному кредиту по ставке овернайт Банка России (13%).

Обеспечением по внутри дневным кредитам, кредитам овернайт и ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг. В Перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг включаются выпуски ценных бумаг, отвечающие следующим требованиям: выпуск включен в Ломбардный список Банка России; по выпуску установлен поправочный коэффициент Банка России; выпуск допущен к обращению на ЗАО ММВБ или на ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»;до погашения выпуска осталось не менее 7 рабочих дней.

Предоставление кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» и на условиях, изложенных в приказе Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 «О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами». До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) данный механизм будет действовать наряду с механизмом кредитования, предусмотренным Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Видео (кликните для воспроизведения).

Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов: внутри дневных кредитов, кредитов овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке.

Конечной целью развития системы рефинансирования должно стать создание единого механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из «единого пула обеспечения», состоящего из «рыночных» и «нерыночных» активов».

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

2. Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Читайте так же:  Фитнес браслет технически сложный товар

3. Положение Банка России от 04.08.2003 № 236–П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».

4. Положение Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами»

5. Приказ Банка России от 14.02.2008 № ОД-101 «О предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами».

6. Указание Банка России от 12 ноября 2007 года № 1904-У «О требованиях Банка России к показателям бухгалтерской отчетности и другой информации об организациях, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России».

7. Положение Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

8. Банки и банковское дело. Краткий курс. / Под ред. Балабанова И.Т. – М., 2003.

9. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. — М.: ФиС, 2007.

10. Банковское дело. / Под ред. Коробовой Г.Г. М.: Экономист, 2007.

[3]

11. Березина М.П. Функции Банка России: теоретический аспект // Банковское дело. – 2007. — №5.

12. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2006.

13. Гуревич М. Как решить проблему рефинансирования // Банки и деловой мир. – 2006. — №10.

14. Жарковская Е.П. Банковское дело. М.: Омега-Л, 2006.

15. Земцов А. Источники финансирования российских банков. http://www.raexpert.ru.

16. Материалы совещания с представителями кредитных организаций по вопросам применения Банком России инструментов рефинансирования (кредитования) банков. http://www.cbr.ru.

17. Результаты опроса кредитных организаций по вопросам рефинансирования. http://www.cbr.ru.

Кто имеет право выдавать кредиты?

18. Сайт Банка России. http://www.cbr.ru.

19. Сарымсаков С. Деятельность центрального банка, как кредитора последней инстанции // Чужие деньги. – 2005. — № 23.

20. Схему рефинансирования надо менять. Интервью с А.А. Нечаевым // Банковское дело. – 2009. — №3.

21. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

Таблица 1 Виды кредитов Банка России и условия кредитования

Теперь банки и микрофинансовые организации выдают кредиты по новым правилам

С осени 2019 года все банки и микрофинансовые организации выдают кредиты по новым правилам.

Теперь учитывается не только доход человека, но и так называемый «показатель долговой нагрузки» (ПДН) — доля платежей по всем кредитам (включая на который он претендует) в его общих доходах.

Если на выплаты по кредитам и займам у человека уходит больше половины доходов — ПДН считается высоким. Это опасно, потому что при малейших финансовых трудностях человек не справится с выплатами и попадет в долговую яму.

Как сообщает пресс-служба республиканского отделения Банка России, с начала года банки выдали жителям Башкирии кредитов на с 258,6 млрд рублей. Это на 14% больше, чем за тот же период предыдущего года. Еще 463,8 миллиарда – задолженность с прошлых лет. Больше половины этой суммы — потребительские кредиты. При этом аналитики отмечают, что доля просрочек сокращается. То есть люди берут в долг осознанно – трезво оценивая собственные силы.

Банки и МФО используют для расчетов довольно сложную формулу. Примерный ПДН можно рассчитать и самостоятельно. Для этого нужно поделить ежемесячные расходы по всем кредитам на ежемесячный доход.

1. Считаем расходы на кредит
В расходы на оплату кредита входят:

  • Ежемесячные платежи по всем кредитам.
  • Расходы на имеющиеся кредитные карты (даже если вы ими не пользуетесь). Банки и МФО могут использовать два варианта расчета: 5% от кредитного лимита или 10% от вашей текущей задолженности по карте. Какой из них выберет ваш банк, неизвестно, поэтому выбирайте максимальную.
  • Платежи по кредиту, который вы сейчас хотите получить.
  • Расходы на чужой кредит, даже если вы чисто формально стали созаемщиком. С точки зрения банка, все созаемщики оплачивают счета пропорционально своим доходам.
  • Расходы на кредит, если вы стали поручителем и человек перестал платить.

Никакие другие расходы заемщика при расчете ПДН не учитываются.

2. Считаем среднемесячный доход
Сложите все свои доходы после уплаты налогов за год и разделите на 12. Учитывать нужно все – зарплату, премии, пособия, пенсию, договоры подряда и др. Примерный перечень документов, которыми заемщик может подтвердить свои доходы, можно посмотреть в указаниях Банка России для банков (приложение 9), микрофинансовых и микрокредитных компаний. Но это рекомендуемый список, каждый кредитор сам решает, какие из них принимать, а какие — нет.

Например
У Васи зарплата 20 тысяч рублей. Пару месяцев назад Вася взял в магазине телевизор в рассрочку и платит за него 2500 рублей в месяц, а сейчас хочет обновить автомобиль. Для этого ему нужно всего 300 тысяч рублей на пять лет. Это еще 6500 рублей в месяц.

Кредитная нагрузка Васи 9000 рублей в месяц? Нет!

Дело в том, что у него еще есть кредитная карта с лимитом 50 000 рублей. Долгов по ней нет. 5% от лимита это 2500 рублей. Плюс недавно он согласился помочь племяннику, которому не хватило официального дохода на кредит, стал созаемщиком. Всю сумму, 5000 рублей в месяц, племянник исправно платит сам. Официальный доход Васи — 20 000 рублей, доход племянника — 30 000 рублей. То есть соотношение— 2:3. С точки зрения банка, из пяти тысяч две вносит Вася, а три – племянник. А если бы Вася стал не созаемщиком, а поручителем и перестал платить, то вам в кредитные расходы включили бы пять тысяч.

Итого расходы: 2500 (телевизор) + 6500 (машина) + 2500 (кредитка) + 2000 (кредит племянника) = 13 500 рублей.

По справке 2-НДФЛ официальная зарплата Васи на руки составляет 20 000 рублей. Никаких дополнительных регулярных доходов, которые он мог бы подтвердить документами, у него нет.

Итого: ПДН Васи 13500/20000х100%=67,5%. Это очень высокий показатель и, вероятнее всего, кредит по льготной ставке ему не дадут.

Владельцы высоких ПДН смогут получить кредит, но с меньшей вероятностью и под более высокий процент. Теперь банк видит, что гражданин и так в долгах как в шелках, и сто раз подумает, выдавать ли ему кредит.

Читайте так же:  Сроки исковой давности по невыплаченным кредитам физических лиц

На самом деле это один из стоп-факторов, который учитывается банком при принятии решения. Также смотрится и кредитная история, и общий доход (при зарплате 100 тысяч рублей платить 60 тысяч куда проще, чем зарабатывая 20 тысяч и выплачивая 15).

Увидев свою загрузку, задумается и человек — потянет ли его реальный бюджет новый кредит. Если банк откажет в выдаче денег — это обидно. Но Вася в итоге не сможет по нему платить — это уже опасно.


Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram

ЦБ вводит новые правила. Кому перестанут выдавать кредиты?

Cо следующего месяца получить кредит станет значительно сложнее. Центробанк решил всерьез взяться за утонувших в долгах россиян. С 1 октября банки перестанут кредитовать заемщиков, чей уровень долговой нагрузки превышает 50%. Таким способом регулятор рассчитывает охладить рынок потребкредитования, рост которого угрожает социальным взрывом. Что теперь изменится для россиян, и кто останется без доступа к займам?

Ужесточить выдачу кредитов – приказ Путин

Дискуссия о высоком уровне закредитованности россиян началась еще летом. Тогда спор разгорелся между главами ЦБ и Минэкономразвития. Министр Максим Орешкин заявил, что российской экономике угрожает пузырь растущего кредитования. Но председатель регулятора Эльвира Набиуллина утверждала, что никакого пузыря нет.

Публичная перепалка между двумя ведомствами продолжалась пару месяцев. В конце концов, на вопрос обратил внимание президент Владимир Путин. На одном из совещаний глава государства заявил, что в низких темпах роста доходов граждан виноват высокий уровень закредитованности. После этой встречи ЦБ объявил о новых ограничениях по выдаче банковских займов.

Стоит признать, что потребительское кредитование растет неадекватно доходам населения. Так, реальные доходы россиян в первом полугодии сократились на 1,3%. В то же время темпы роста кредитования физлиц за этот период составили 11%.

Сейчас больше половины работающих россиян (51%) имеют действующие кредиты. Причем у трети банковских клиентов долг по кредиту превышает годовой доход, свидетельствуют данные ВЦИОМ. А еще треть заемщиков отдают банкам более 60% своих доходов ежемесячно.

По мнению главного аналитика ЦАФТ Антона Быкова, темпы роста потребкредитования необходимо замедлить хотя бы до 7,9%, иначе пузырь все-таки лопнет. Для этого ЦБ решил попросту избавиться от «проблемных» заемщиков.

Для расчета долговой нагрузки создадут новые ведомства

С наступлением октября российские банки должны будут проверять долговую нагрузку каждого потенциального заемщика. От уровня долговой нагрузки будет зависеть надбавка за риск. Если кредитор захочет выдать ссуду клиенту, который уже отдает на займы более половины своего дохода, тогда ему придется зарезервировать под него дополнительные средства по повышенному коэффициенту. По оценкам «БКС Премьер», кредитование «проблемных» заемщиков может стоить банкам 75-100 млрд рублей.

Высчитывать показатели долговой нагрузки (ПДН) по запросу банков будут особые квалифицированные бюро кредитных историй (БКИ). На основе двенадцати действующих БКИ будут сформированы четыре специализированные организации. Предполагается, что для расчетов они получат доступ к данным о доходах россиян в ПФР и ФНС.

Если ПДН клиента превысит разрешенный порог, банк может ему отказать в выдаче или предложить кредит с повышенной ставкой. Эксперты полагают, что специальные условия для закредитованных россиян окажутся слишком невыгодными. В результате, такие клиенты будут полностью отрезаны от заемных источников средств.

Почти 10 млн россиян больше не смогут взять кредит

По подсчетам Объединенного кредитного бюро, число россиян с долговой нагрузкой свыше 50% составляет 9,09 млн человек. В НБКИ считают, что учет ПДН ограничит доступ к новым кредитам для 11,3% банковских клиентов. Потенциально такие заемщики рискуют остаться без возможности перекредитоваться или рефинансировать задолженность.

Самый высокий средний показатель долговой нагрузки у жителей Крыма и Севастополя (39,16% и 32,51%), Амурской области, Краснодарского края (27,14%) и Оренбургской области (26,96%).

По данным НБКИ, средний ПДН по России снизился до 22,99%. В прошлом году этот показатель составлял 23,55%.

Сейчас многие банки активно обзванивают россиян с предложениями по кредитам, чтобы привлечь большее число заемщиков до вступления в силу новых ограничений.

Новые правила увеличат число безнадежных долгов

В ЦБ ожидают, что скорость роста кредитного долга населения замедлится втрое, а объемы выдачи банковских займов уменьшатся в 4,5 раза. В то же время эксперты опасаются, что испытывающие трудности с выплатой кредитов заемщики потеряют возможность рефинансировать свои долги. При этом сейчас каждый пятый кредит берется на рефинансирование старого займа.

Руководитель группы аналитиков ЦАФТ Марк Гойхман беспокоится, что такая практика рискует «взорвать» рынок и спровоцировать волну массовых непогашений.

Ограничения также могут коснуться россиян с «серыми» зарплатами, у которых могут быть непогашенные кредиты.

Впрочем, как считает директор департамента розничного кредитования МКБ Рустам Идрисов, часть таких клиентов все же будет иметь шансы прокредитоваться в банках с более высокими возможностями в части нагрузки на капитал.

«Да, нововведения вступают в силу с 1 октября, но как минимум до начала 2020 года существенных изменений на рынке кредитования не произойдёт. Во избежание шока в самом Центробанке предполагают, что нужен некий переходный период. За это время и сами банки, и заемщики придут к пониманию новых правил игры», – заключил руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов в интервью Life.ru.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источники


  1. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.

  2. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  4. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
Кому может выдавать кредиты банк россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here