Гост это нормативно правовой акт или нет

Самое важное на тему: "Гост это нормативно правовой акт или нет". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Нормативные документы по стандартизации.

В РФ установле­ны Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся:

• Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

• применяемые в соответствии с правовыми нормами меж­дународные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стандартизации и ТУ — технические условия. Особое требова­ние предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обя­зательной сертификации. В них должны быть указаны те требо­вания к продукции (услуге), которые подтверждаются посред­ством сертификации, а также методы контроля (испытаний), ко­торые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной доку­ментации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архи­тектуры, промышленности строительных материалов — Гос­строй России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущест­ва, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяе­мость изделий; единство методов контроля и единство марки­ровки. Особую актуальность приобретают требования безопас­ности, поскольку безопасность товара — основной аспект сер­тификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электро­безопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиа­ционную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средст­вам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограж­дения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допус­тимые уровни опасных и вредных факторов производства, воз­никающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опас­ности конкретного продукта или группы однородной продук­ции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор усло­вия о соответствии предмета договора обязательным требова­ниям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные по­требительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортирова­нию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, ка­сающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические пра­вила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертифи­кации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям мо­жет подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережа­ют возможности традиционных технологий. Это, с одной сто­роны, не противоречит изложенному выше положению о пред­варительных стандартах, с другой — служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отече­ственных предприятиях.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установ­ленным для отрасли. Принимают такие стандарты государст­венные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продук­ция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, ка­сающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (ин­струменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологиче­ского обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отрас­левых стандартов ограничивается предприятиями, подведомст­венными государственному органу управления, принявшему дан­ный стандарт. На добровольной основе возможно использова­ние этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требо­ваний стандарта отрасли определяется тем предприятием, ко­торое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требо­ваний организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты организаций разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления про­изводством, совершенствование которых — главная цель стандар­тизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса произ­водства этой продукции. Стандарты предприятий могут содер­жать требования к различного рода услугам внутреннего харак­тера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным кон­кретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требо­ваний к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предпри­ятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработ­ку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обяза­тельным для всех субъектов хозяйственной деятельности — участ­ников такого договора.

Читайте так же:  Оформление льготы на налог на имущество

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные доку­менты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы ис­пытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, зани­мающиеся этими проблемами, преследуют цель распростране­ния через свои стандарты заслуживающих внимания и перспек­тивных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты об­щественных объединений служат важным источником инфор­мации о передовых достижениях, и по решению самого пред­приятия они принимаются на добровольной основе для ис­пользования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законода­тельству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с орга­нами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандар­тизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и дру­гих организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стан­дартизации на предприятии, правил проведения государствен­ного контроля за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и многих других вопросов организаци­онного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстан­дарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсужда­ется с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, ко­гда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми пар­тиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные доку­менты, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Тогда их согласование (принятие) осуществ­ляется по ПР 50.1.001-93.

Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласо­вание с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предвари­тельная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются оконча­тельно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о произ­водстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка на соот­ветствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместители руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что такое ГОСТ (государственный стандарт), значение и важность

Нормы, требования и характеристики, принятые и действующие в отношении производства товаров, а также представления работ и услуг регулирует утвержденный ГОСТ (государственный стандарт). По определению ГОСТ – это нормативно-правовой документ, в соответствии требованиями которого производится стандартизация производственных процессов и оказания услуг. Обязательность ГОСТов сохраняется до момента разработки и утверждения технического регламента, который позволяет отменить сертификаты соответствия.

Классификация ГОСТов РФ

За основу классификации ГОСТов РФ взят универсальный классификатор, применяемый в отношение стандартов, установленных в СССР. Он представляет собой иерархически разработанную 3-4-уровневую систему буквенно-цифровой кодировки.

1. Первый уровень кодировки – раздел, обозначение которого осуществляется с использованием русских заглавных букв. Всего задействовано 19 буквенных обозначений.

2. Второй уровень – класс, обозначается цифрами.

3. Третий уровень – группа, используется цифровая кодировка.

4. Четвертый уровень присутствует не везде и обозначает подгруппу товаров или услуг, также указывается в цифровом выражении поле точки.

В октябре 2000 года в практику был введен общероссийский классификатор стандартов, частично пришедший на смену советскому образцу. При его разработке использовалась международная система стандартизации ISO. В соответствии с ним для маркировки стала применяться система цифровых обозначений в формате 001-2000, дополнительно с аббревиатурой « ГОСТ», применительно для товаров и услуг РФ — «ГОСТ Р». Советская система продолжает сохранять актуальность для разработки многих систем стандартов, а также применяется в качестве основной межгосударственной базы нормирования и стандартизации во многих странах постсоветского пространства.

Значение ГОСТов

Значение и важность ГОСТов определяется тем фактом, что каждый утвержденный документ содержит ключевые требования, которым должны соответствовать товары, работы и услуги, в отношении которых он принимается, для обеспечения их эффективной и безопасной эксплуатации. В частности в документе определяются:

  • потребительские характеристики
  • технические условия и требования
  • методы осуществления контроля их производства
  • техническая совместимость
  • правила хранения, транспортировки и упаковки товаров
  • нормы утилизации продукции

Государственный стандарт обязательно проходит процедуру регистрации, которая проводится специальным государственным органом — Госстандартом РФ. В нем закрепляются вводимые в действие стандарты, а также замененные или отмененные ГОСТы.

Читайте так же:  Как оформить старый дом в собственность

Юридическая сила ГОСтов

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 (оборонная продукция, гостайна и использование атомной энергии) и 9.1 (принятие техрегламента, вводимого нормативным актом) данного федерального закона. Пункт. 8 данной статьи: «8 Принятые нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию технические регламенты подлежат государственной регистрации в установленном порядке»).

Пункт 3 статьи 7 (последний абзац) вышеназванного закона о техническом регулировании также указывает, что: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».

Приведем несколько примеров статуса ГОСТов.

Так, ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» по своей правовой природе является документом по стандартизации, порядок подготовки, принятия, действия и отмены которых регулируется положениями главы 3 федерального закона «О техническом регулировании» и в частности статьей 16.1, пункт 1 который устанавливает, что: «…в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента».

В соответствии с Приказом от 22 августа 2012 года № 251-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении национального стандарта» ГОСТ Р 54961-2012 утвержден для добровольного применения и отнюдь не имеет статуса обязательного к применению нормативного акта.

Или, например, Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 4451-ст от 18 декабря 2008 года «О введении в действие межгосударственного стандарта» устанавливает, что введенный данным приказом ГОСТ 103-2006 «Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент» предназначен для добровольного применения, следовательно статус данного ГОСТа никак «не тянет» на статус имеющего юридическую силу нормативного акта.

Поэтому, если ваши оппоненты (чаще всего в этой роли выступают различные проверяющие инстанции) ссылаются на нарушение вами какого либо пункта многочисленных ГОСТов, в качестве доказательства законности своих действий посмотрите приказ о введении данного ГОСТа, в котором определен статус данного ГОСТа, как на документ, не являющийся нормативным актом, обязательным к применению всеми лицами.

Юридический статус нормативных документов по стандартизации

с юридической точки зрения нормативность означает обязательность требований, установленных документами (нормативными актами) для соответствующих субъектов права, круг которых является неопределенным.

Вопрос о юридическом статусе нормативных документов по стандартизации имеет принципиальное значение, так как введение новых или отмена действующих документов, изменение их юридической силы связано со значительными материальными затратами и оказывает непосредственное влияние на работу предприятий, объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, эффективность защиты прав потребителей.

Напомним, что в соответствии с законом «О стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

· государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);

· общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ);

· стандарты отраслей (ОСТ);

· стандарты предприятий (СТП);

Видео (кликните для воспроизведения).

· стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО);

· применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Установление перечня нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации Федеральным законом означает:

· он может быть изменен только законом РФ;

· какие-либо иные документы по стандартизации, принимаемые государственными органами или предприятиями, не могут быть отнесены к нормативным;

· иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и другим объектам, не являются документами по стандартизации.

Нормативный документ по стандартизации принимается (утверждается, вводится в действие) уполномоченным органом, который обладает таким правом наряду с иными функциями по управлению определенной деятельностью. Поэтому те или иные нормативные документы по стандартизации обязательны в первую очередь для субъектов деятельности, подведомственных (подчиненных) органу, принявшему эти документы.

Например, правом утверждать (принимать) ГОСТ Р и ОКТЭИ обладают только два Федеральных органа — Госстандарт России (во всех областях стандартизации, за исключением строительства и промышленности строительных материалов) и Госстрой России (в области строительства и промышленности строительных материалов). Нормативные акты, принятые Федеральными органами власти и управления, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Нормативность государственных стандартов не вызывает сомнений: они утверждаются государственными органами, содержат обязательные требования, адресованные неопределенному кругу субъектов права. Именно в силу указанных причин, государственный стандарт является нормативным актом Российской Федерации и обязателен для применения и соблюдения на всей ее территории.

Однако, согласно ст. 7 закона «О стандартизации» не все требования государственных стандартов являются безусловно обязательными. Перечень обязательных требований указан в п. 2 ст. 7 упомянутого закона и воспроизведен в ГОСТ Р 1.0-92 (подробнее — см. п. 4.5.1 настоящего пособия). Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам априорно не являются обязательными (нормативными). Однако и они могут стать обязательными для субъектов хозяйственной деятельности. Это происходит в двух случаях:

· если на необходимость соблюдения конкретных требований указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг путем ссылки на соответствующее требование стандарта;

Читайте так же:  Общие процессуальные правила наложения мер взыскания

· если на эти требования стандарта имеются ссылки в договоре (контракте) на разработку, изготовление и реализацию (поставку, продажу) продукции (выполнение работ или оказание услуг) между двумя или более субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности обязаны подтверждать в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг. Соответствие продукции и услуг иным требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности могут подтверждать в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг, осуществляемой ими в инициативном порядке.

Кроме того, в Законе предусмотрено (п. 3, ст. 7), что если продукция (услуга) соответствует всем нормам, предусмотренным государственными стандартами, то это соответствие может подтверждаться путем маркирования специальным знаком соответствия стандартам. Выдача лицензии на маркирование продукции знаком соответствия стандартам означает признание государством высокого технического уровня и качества продукции.

Стандарты отрасли (СТО) и предприятий (СТП) также являются нормативными, а значит обязательными к применению и соблюдению. Однако, по сравнению с государственными стандартами их действие распространяется на более узкий круг субъектов права, который ограничивается положениями ГОСТ Р 1.0-92 и ГОСТ Р 1.4-93.

Стандарт отрасли принимает государственный орган управления в пределах его компетенции. Следовательно, ОСТ является ведомственным нормативным актом. Поэтому установленные в нем нормы, правила, требования безусловно обязательны к применению и соблюдению лишь субъектами хозяйственной деятельности и гражданами, относящимися к системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения конкретного ведомства. Однако, в ГОСТ Р 1.4-93 указано, что требования ОСТ к продукции, работам (процессам) и услугам могут стать обязательными и для иных, не подчиненных конкретному ведомству, субъектов хозяйственной деятельности. Основанием для расширения круга субъектов права, обязанных применять и соблюдать ОСТ, является указание на него в технической документации изготовителя (поставщика, исполнителя) либо в договоре на изготовление (поставку) продукции или выполнение работ (оказание услуг).

Стандарт предприятия утверждает либо его руководство (если предприятие является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности), либо (если предприятие входит в некоторое объединение хозяйствующих субъектов) — руководство хозяйственного объединения (концерна, холдинга, научно-производственного объединения и т. п.). Поэтому требования, содержащиеся в стандарте предприятия, обязательны лишь для его подразделений, либо (если СТП утвержден руководством хозяйственного объединения) — для подразделений и других предприятий, входящих в хозяйственное объединение. Вместе с тем, если на стандарт предприятия есть ссылка в договоре, заключенном хозяйствующими субъектами, то его требования становятся обязательными и для других сторон договора.

Стандарт научно-технического общества или другой общественной организации, в соответствии с ГОСТ Р 1.4, применяется органами управления и субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации на добровольной основе. Но добровольность применения означает лишь добровольность решения о том, соблюдать или не соблюдать нормы, правила и требования, содержащиеся в данном стандарте. Если решение принято и, например, предприятие объявило о том, что оно применяет стандарт в своей деятельности, требования данного стандарта для данного предприятия становятся обязательными. Кроме того, как и отраслевой стандарт или стандарт предприятия, СТО становится обязательным для иных субъектов хозяйственной деятельности, если в договоре между ними и предприятием, применяющим данный стандарт, есть ссылка на него. Ответственность за нарушение СТО несут те органы управления или субъекты хозяйственной деятельности, для которых стандарт стал обязательным.

В заключении отметим еще одно обстоятельство, расширяющее круг субъектов права, для которых требования ОСТ, СТП и СТО могут стать обязательными. Речь идет о случае, когда указание на эти стандарты содержится в техническом регламенте.

Заметим также, что указание на стандарты в техническом регламенте, технической документации или договоре должно иметь форму ссылки с твердой или скользящей идентификацией. В противном случае указание будет представлять собой ссылку общего характера, которая, как указывалось выше (см. п. 5.1), не создает оснований для наступления ответственности в случае нарушения требований нормативного документа по стандартизации.

[3]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гост это нормативно правовой акт или нет

Поясните ситуацию по применению термина «нормативный документ». Единственный документ в котором дано определение этого понятия — ГОСТ 1.1-2002.

Правильно ли понимать, что межгосударственные стандарты — это «нормативные документы», а остальные, в соответствии с законом «О стандартизации в РФ», «документы по стандартизации»?

Пункт 4.1 ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения гласит: «Нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов».

Применительно к сфере капитального строительства в МДС 12-9.2001 (Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации) дано определение «Нормативной документации» — «документация, устанавливающая комплекс норм, правил, положений, требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при изготовлении строительных конструкций, изделий и материалов».

Пункт 4.1.1 ГОСТ 1.1-2002 гласит: «Стандарт: Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области».

[1]

В соответствии с пунктом 15 «Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (приказ Минюста от 14.7.1999), не подлежат государственной регистрации «технические акты (ГОСТы, СниПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;..»

Читайте так же:  Отражен ндс по приобретенным материалам

1. Термин « нормативный документ» является общим понятием , которое охватывает различные виды документов в различных сферах деятельности.

2. Нормативные документы могут иметь обязательный и добровольный характер применения.

3. Нормативные документы могут иметь статус нормативно-правового акта, если они содержат правовые нормы.

4. «Документы по стандартизации», предусмотренные статьей 14 Федерального закона №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»- это разновидность нормативных документов, как правило, добровольного применения, разрабатываемых в целях стандартизации. В отдельных случаях «документы по стандартизации» могут иметь обязательный характер применения (ФНиП, стандарты и своды правил включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’).

Если «документы по стандартизации» включены в перечень документов, при соблюдении которых на добровольной основе выполняются положения соответствующего технического регламента, то дополнительных доказательств для оценки соответствия созданной продукции не требуется (ст. 16.1 пункт 4 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

С характером нормативных документов, не входящим в «документы по стандартизации», можно ознакомиться на примере Приказа Ростехнадзора от 17.10.2016 № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Что относится к нормативным документам?

В соответствии с ГОСТ Р 1.0 — 92 принято следующее определений нормативного документа: «Нормативный документ − документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кpyгy потребителей (пользователей)».

Закон РФ «О стандартизации» определяет следующие категории нормативных документов по стандартизации:

— государственные стандарты Российской Федерации − ГОСТ Р;

— применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

— отраслевые стандарты − ОСТ;

— стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) − СТП;

— стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных организаций) − СТО.

К нормативным документам по стандартизации относят также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ), а также стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР − правила по стандартизации, Р − рекомендации по стандартизации и ТУ − технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая, согласно российскому законодательству, подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов − Гос­строй России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения, так и рекомендательные требования к объекту стандартизации. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.

Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара − основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и др. Стандарты разрабатываются с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг, К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта: правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации, правила оформления технической документации, метрологические правила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государст­венные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Читайте так же:  Коммерсант реестр требований кредиторов

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологическою обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или но договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требо­ваний организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых − главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции. технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

[2]

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным конкретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требо­ваний к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности − участников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов. В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции.

Тогда их согласование (принятие) осуществляется по ПР 50.1.001-93. Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предварительная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца).

Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком. Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка па соответствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместитель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

  2. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  5. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
Гост это нормативно правовой акт или нет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here