Чересполосица это по земельному кодексу

Самое важное на тему: "Чересполосица это по земельному кодексу". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Чересполосица это по земельному кодексу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. N ОГ-Д23-1534 «По вопросу сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции Ваше обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Кроме того, исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

Таким образом, письма Минэкономразвития России не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Аналогичное положение содержит Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости (пункт 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре).

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке (часть 5 статьи 28 Закона о кадастре).

Согласно пункту 12 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее — Требования), в состав межевого плана, в том числе по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, в случае необходимости дополнительно обосновать результаты кадастровых работ, включается раздел «Заключение кадастрового инженера».

Как представляется, возможной причиной наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны может быть ошибка, допущенная при разработке проекта правил землепользования и застройки, либо ошибка, допущенная при определении местоположения границ территориальной зоны и внесении ошибочных сведений в карту (план) объекта землеустройства, предназначенного для внесения сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости.

[1]

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, при пересечении одной из границ образуемого земельного участка границы территориальной зоны, орган кадастрового учета принимает решение об осуществлении государственного кадастрового учета такого земельного участка в случае, если в разделе «Заключении кадастрового инженера» межевого плана содержится обоснование наличия кадастровой ошибки в определении местоположения границы территориальной зоны.

В качестве обоснования могут быть приведены результаты проведенного анализа, в результате которого сделан вывод о возможном наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границы территориальной зоны, с приложением документов, содержащих признание такой ошибки органом, утвердившим границы территориальной зоны.

При этом одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета земельного участка орган кадастрового учета в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре принимает решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке.

При этом приведение в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в качестве обоснования наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости иной информации не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Читайте так же:  При какой скорости ветра нельзя работать

В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.

В связи с чем Департамент недвижимости Минэкономразвития России не может дать рекомендаций по применению указанных требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

В дополнение сообщаем, что частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений, в том числе и в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрены административная ответственность.

Обзор документа

Рассмотрена ситуация, когда одна из границ образуемого земельного участка пересекает границы территориальной зоны.

Государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится в случае, если в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана обосновано наличие кадастровой ошибки в определении местоположения границы территориальной зоны.

В качестве такого обоснования, например, указываются результаты проведенного анализа, по итогам которого сделан вывод о возможной ошибке в кадастровых сведениях о местоположении границы территориальной зоны. Прикладываются документы, содержащие признание такой ошибки органом, утвердившим границы этой зоны.

Орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его в соответствующие структуры для ее исправления.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Юридическая консультация, помощь в Новокузнецке. Составление иска, претензии. Семейный, жилищный, юрист в суд.

Адвокат, страховой автоюрист ОСАГО, споры с застройщиками. Раздел имущества супругов, развод. Наследство.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕРЕСПОЛОСИЦА?

Мы с сестрой решили поделить большой (28 соток) земельный участок, доставшийся в наследство от родителей. Наметили план раздела. Но наш юридически грамотный сосед его раскритиковал. Говорит, что получится чересполосица, поэтому право собственности нам не зарегистрируют. Что означает это слово и прав ли сосед?

■ Чересполосицей называют расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами или вперемежку с чужими земельными участками. Действительно, чересполосица весьма часто возникает в результате раздела земли между наследниками.

Ваш сосед прав, чересполосица не приветствуется. Наоборот,

закон запрещает ее наряду с вклиниванием, вкраплением и изломанностью границ земельных участков.

§ Ст. 11.9 Земельного кодекса РФ

Понравилась статья — поделитесь с друзьями, нажмите на кнопки

ПОЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ

Консультация юриста по телефону
и в офисе

[2]

Сельская община и формы землевладения

Основная статья: Сельское общество

В послереформенной России существовали различные формы землепользования и участия в нём сельских общин.

Общинная собственность на землю. Наиболее распространенной формой было общинное владение землей, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины (так называемая «мирская земля»), которая в произвольные сроки перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества. По обычаю, крестьяне оценивали хозяйственную полезность каждого участка в условных единицах, «тяглах», сколько «тягл» находилось в распоряжении крестьянского хозяйства, столько же пропорциональных долей оно должно было вносить в общую сумму поземельных налогов, уплачивавшихся сельской общиной.

Сельское общество могло в любое время произвести передел мирской земли — изменить размеры участков в пользовании крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. С 1893 года переделы разрешалось проводить не чаще, чем один раз в 12 лет. Не все крестьянские общества практиковали регулярные переделы, а некоторое общества произвели их только один раз при освобождении из крепостной зависимости. По данным переписи населения 1897 года, сельское население составляло 93.6 млн человек, в то время как сословие крестьян включало в себя 96.9 млн человек, при том что из 8.3 млн «инородцев» (понятие, включавшее в себя население Средней Азии и все кочевые народы Сибири и Крайнего Севера) подавляющее большинство жило также в сельской местности [13] .

Кроме общих переделов, затрагивавших всю землю общины, весьма часто производились «скидки» и «накидки» — увеличение надела одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касавшиеся всех прочих. Как правило, земля отрезалась от вдов, состарившихся людей, уже не способных её обрабатывать, и прирезалась к крепким, увеличившимся семьям.

Общинная собственность на землю была совместима с поднадельной арендой — арендой одними крестьянами надельной земли других. Крестьяне, переселявшиеся на постоянное жительство в город, не могли продать свои участки. Имея выбор — либо уволиться из сельского общества без земли и денег, либо продолжать числиться в обществе и сдать в аренду свой участок — они неизменно находили более выгодным второй вариант. В результате, миллионы горожан продолжали формально считаться членами сельских обществ; перепись 1897 года установила, что в городах живет 7 млн крестьян. [14] .

Община как коллективный собственник мирской земли была очень существенно ограничена в праве продажи земли. Такие сделки должны были пройти длинную цепочку утверждений, вплоть до утверждения министром внутренних дел (для сделок на сумму свыше 500 рублей). Практически, продажа земли общиной была возможна только на условии встречной покупки другого участка. Община не могла также и передать землю в залог, даже если выкуп был завершен.

В 1905 году в Европейской России 9,2 млн крестьянских дворов имели 100,2 млн десятин надельной земли в общинном владении.

Читайте так же:  Сайт росреестра проверить статус заявки

Подворное землевладение. Второй широко распространенной формой землевладения в сельских обществах было подворное (участковое) землевладение, при котором каждое крестьянское хозяйство получало выделенный раз и навсегда, передаваемый по наследству участок. Такая форма собственности была более распространена в Западном крае. Наследственный участок представлял собой ограниченную частную собственность — он передавался по наследству, и мог быть продан (только другим лицам крестьянского сословия), но ни в каком случае не мог быть передан в залог. Как и общинное владение, подворное владение могло сочетаться с общиннной собственностью на непахотные земли (луга, пастбища, лес, неудобья).

Сельское общество имело право в любой момент перейти от общинного пользования землей к подворному, но обратный переход был невозможен.

«Усадебная оседлость» крестьян (придомовые участки) находились в ограниченной (с правом передачи по наследству) собственности крестьян. Общие земли селений (улицы, проезды) всегда принадлежали сельскому обществу в целом.

В 1905 году в Европейской России 2,8 млн крестьянских дворов имели 23,0 млн десятин надельной земли в подворном владении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9561 —

| 7483 — или читать все.

Энциклопедия судебной практики. Требования к образуемым и измененным земельным участкам (Ст. 11.9 ЗК)

Энциклопедия судебной практики
Требования к образуемым и измененным земельным участкам
(Ст. 11.9 ЗК)

1. Применение положений ст. 11.9 ЗК РФ

1.1. При установлении требований к образуемым и измененным земельным участкам за основу берутся исторически сложившиеся границы землепользований

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ за основу берутся исторически сложившиеся границы землепользований, при условии выполнения основных требований к образуемым земельным участкам, прямолинейности границ, обеспечение доступа к объектам недвижимости и др.

1.2. Действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков

В силу ч. 3 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков.

1.3. Статья 11.9 ЗК РФ предусматривает три вида образуемых и изменяемых земельных участков

Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены три вида земельных участков: в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

1.4. Положения ст. 11.9 ЗК РФ неприменимы к правоотношениям, связанным с определением порядка пользования земельным участком и выделением сособственникам частей земельного участка

Статья 11.9 ЗК РФ не распространяет свое действие на правоотношения, связанные с определением порядка пользования земельными участками и выделением в связи с этим сособственникам частей земельного участка, приоритетное значение при определении порядка пользования участком имеет возможность функционального использования, что и было учтено судом при разрешении данного спора.

1.5. Применение положений ст. 11.9 ЗК РФ не является основанием для признания права собственности на земельный участок

Доводы жалобы на то, что приобретенный земельный участок имеет вклинивание муниципальной земли, не имеет правового значения, так как применение положений ст. 11.9 ЗК РФ возможно в случае формирования земельного участка и не является основанием для признания права собственности на земельный участок.

1.6. Чересполосицей признается расположение земельных участков одного собственника полосами, частями, вперемешку с участками, принадлежащими другим лицам

Чересполосица — расположение земельных участков одного собственника полосами, частями, вперемешку с чужими участками, не составляют единого земельного участка.

1.7. Для выявления нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ суд не должен обладать специальными познаниями в области топографии, картографии и землеустройства

Учитывая, что установленные статьей 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам являются критериями оценки правомерности образования земельных участков, нарушения, выявленные судом, свидетельствуют о том, что образованные земельные участки не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом довод кассационной жалобы о том, что для выявления указанных наложений суд должен обладать специальными познаниями в области топографии, картографии и землеустройства, признается судебной коллегией несостоятельным, так как в данном случае такое наложение следует из представленных документов.

2. Требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам

2.1. Земельный участок признается неделимым, если площадь образуемых из него участков будет меньше установленного нормативным актом минимального размера

Разрешая заявленные требования в части раздела земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, находящийся в фактическом пользовании сторон, является неделимым, так как образование самостоятельных земельных участков при его разделе невозможно, поскольку площадь образуемых участков будет менее установленной нормативным актом минимальной площади.

2.2. Недопустимо изменение границ земельных участков, приводящее к снижению их стоимости

[3]

Как правильно указал суд первой инстанции, [истица] не представила доказательств, что в результате выдела земельного участка по предложенному ею варианту не будет нарушен порядок использования спорных участков с учетом разрешенного землепользования в качестве пашни. Суд также обоснованно сослался на то, что истцом не опровергнуты доводы арендатора о нарушении в результате такого выдела агрономических правил обработки и высева неоднородных культур в границах одного поля. Такой вариант выдела может неоправданно привести к снижению стоимости земельного участка, остающегося в собственности ответчиков, при этом может быть затруднено его использование по целевому назначению.

2.3. Законом не допускается возможность образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга или уже существующие земельные участки

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Читайте так же:  Какой срок за сбитого насмерть человека

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

2.4. Недопустимо нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем разделения одного участка

Из имеющихся в деле схем земельного участка следует, что в результате раздела земельного участка его граница пройдет по крыльцу принадлежащего ИП здания. При этом часть крыльца окажется в пределах [одного] участка площадью, а другая часть в пределах [другого] участка

Нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем разделения одного земельного участка, противоречит смыслу действующего земельного законодательства.

2.5. Нахождение земельного участка на границах двух территориальных зон не может служить основанием для отказа в разделе данного земельного участка

Факт нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон в качестве основания для отказа в разделе земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.

2.6. Отсутствие возможности подъезда машин к зданию на земельном участке само по себе не устанавливает ограничений в пользовании данным зданием и земельным участком

Само по себе отсутствие возможности подъезда большегрузных машин к зданию ответчика на всем его протяжении, нарушений его прав как собственника земельного участка и нежилого здания не влечет, поскольку не устанавливает ограничений в пользовании ими и не запрещает обратиться с требованиями об установлении сервитута.

2.7. Переход садовых насаждений в собственность другого лица при образовании земельных участков не является основанием для отмены решения суда о разделе земельного участка

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускающий при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, не может быть принята во внимание, поскольку данные обстоятельства из схемы раздела земельного участка, предложенной заключением судебной строительно-технической экспертизы и принятой судом, не усматриваются.

То обстоятельство, что произрастающие на земельном участке и принадлежащие ответчикам садовые насаждения остались на земельном участке, переданном в собственность истцам, не может повлечь отмену решения суда в части раздела земельного участка. Ответчики не лишены права поставить вопрос о возмещении им истцами стоимости указанных насаждений.

2.8. Заключение кадастрового инженера само по себе не является достаточным доказательством соблюдения требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ

Представленные в материалы дела копии кадастровых дел земельных участков, содержащие межевые планы и схемы расположения земельных участков, а также карта кадастрового квартала, содержащая сведения о расположении иных земельных участков, позволяют наглядно установить факт того, что формирование и образование спорного земельного участка привело к чересполосице и вкрапливанию иных земельных участков.

Приложенное [истицей] к апелляционной жалобе заключение кадастрового инженера носит оценочный характер и само по себе не является достаточным доказательством, опровергающим письменные доказательства.

2.9. Формирование вновь образуемых участков должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода, а их дальнейшее использование не может противоречить целевому назначению исходного участка и разрешенному использованию расположенных на них объектов недвижимости

По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства [ст. 11.9 ЗК РФ] образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности, путем его раздела на несколько участков допускается в соответствии с решением уполномоченного органа или в судебном (обязательном) порядке при отсутствии для этого установленных законом препятствий (ограничений). При этом формирование вновь образуемых участков, в том числе определение их границ и площади, должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода. Дальнейшее использование таких образуемых участков не может противоречить целевому назначению исходного участка и разрешенному использованию расположенных на них объектов недвижимости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Статья 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Новая редакция Ст. 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Читайте так же:  Что дает сертификат об окончании курсов

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Комментарий к Статье 11.9 ЗК РФ

Законодатель правилами комментируемой статьи ввел юридические (п. п. 1, 2, 4 и 5) и технические (п. п. 3 и 6) требования как к образуемым, так измененным земельным участкам. Измененным является земельный участок, который разделен (п. 4 ст. 11.4 ЗК), или из которого осуществлен выдел (п. 1 ст. 11.5 ЗК). Причем важно иметь ввиду, что понятие «преобразуемый земельный участок» соответствует понятию «измененный земельный участок»; и то, и другое предполагает изменение уникальных характеристик земельного участка — размера и местоположения границ. Не менее важно учитывать то, что конечным пределом изменения (преобразования) земельного участка является сохранение такого количества характерных точек, которое позволяет образовать замкнутую геометрическую фигуру, то есть трех точек (н1, н2 и н3).

Пункты 1 и 2 ст. 11.9 ЗК устанавливают правила о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков для двух различных случаев: когда определение указанных размеров регулируется градостроительными регламентами и когда последние не установлены или не распространяются на соответствующие правоотношения.

Часть 4 ст. 41 ГрК РФ устанавливает, что в том случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ГрК действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГрК).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК).

Подпункт 1 п. 1 ст. 3 Закон Рязанской области от 6 октября 2003 г. N 64-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 24 сентября 2003 г. N 718-III РОД) // .

Абзац 1 ст. 2 Закона Ивановской области от 11.06.2003 N 50-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области» // .

Необходимо также подчеркнуть взаимосвязь правил п. п. 1 и 2 ст. 11.9 ЗК РФ и ст. 33 ЗК (нормы предоставления земельных участков).

Также при применении п. п. 1 и 2 ст. 11.9 ЗК нельзя не учитывать положение п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона N 221-ФЗ, согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. На практике кадастровый инженер уже на стадии сбора исходных данных для межевого плана обязан сообщить заказчику кадастровых работ о том, соответствует ли образуемый, а также преобразуемый земельные участки требованиям законодательства.

Согласно правилу п. 3 комментируемой статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Данное требование законодателя сужает в настоящее время проблему пересечения границ до двух случаев и оставляет без внимания другие, которые прямо указаны в Законе N 221-ФЗ. Так, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (п. 2 ч. 2 ст. 26);

одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ч. 2 ст. 26).

По-видимому, федеральный законодатель по чисто техническим причинам не смог согласовать между собой положения Федерального закона от 23.07.2013 N 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» и п. 3 ст. 11.9 ЗК. К сожалению, до настоящего времени в значительной части случаев местоположение границ объектов землеустройства (муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон) не определены, и в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ. Как следствие, это провоцирует кадастровый орган на принятие решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, а впоследствии и об отказе в осуществлении кадастрового учета, и как ответную реакцию — обращение в суды с заявлениями о признании незаконными таких решений.
———————————
СЗ РФ. 2013. N 30 (Часть I). Ст. 4083.

Читайте так же:  Как рассчитывают оплату за электроэнергию

По смыслу п. 4 ст. 41 ГрК обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему. Таким образом, в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только часть, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для ее использования. При образовании земельного участка не были приняты во внимание вышеуказанные требования земельного законодательства, что привело к образованию участка без подъездов и подходов к нему, рациональное использование которого невозможно в соответствии с его целевым назначением .
———————————
Постановление Одиннадцатого ААС от 10.04.2013 по делу N А55-25821/2012 //.

Согласно пункту 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Данный пункт является, по сути, продолжением ст. 11.8 ЗК.

Пункт 6 ст. 11.9 ЗК не допускает при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Эти требования законодатель ввел еще в текст первоначальной редакции ЗК. Однако до настоящего времени приведенные понятия остаются юридически бессодержательными, так как ни сам ЗК, ни другие нормативные акты не раскрывают их содержание и конкретные признаки. Поэтому на практике представляется маловероятным получить конкретные сведения, в каких именно характерных точках границ образуемого земельного участка обнаруживаются вкрапливания, чересполосица и т.д. Неясно также, каким образом соотносятся между собой пересечение границ с вклиниванием и вкрапливанием. Также не представляется возможным определить признаки «изломанности» границ, то есть какое количество характерных точек границ образуемого земельного участка на, скажем условно, 1 км границы позволяет говорить о возникшей изломанности.

Другой комментарий к Ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет требования, которые должны быть соблюдены при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела. Эти требования являются критериями оценки правомерности образования земельных участков.

Особо нужно отметить, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. Никаких иных требований, кроме указанных в комментируемой статье 11.9 Земельного кодекса России и имеющих весьма общий характер, в законодательстве нет. Действующие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., предусматривают, что при образовании земельных участков должны учитываться следующие требования:

каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории;

Видео (кликните для воспроизведения).

не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

Границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

Источники


  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  2. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  3. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
  4. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Чересполосица это по земельному кодексу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here