Аффилированное лицо определение по закону

Самое важное на тему: "Аффилированное лицо определение по закону". Об актуальности данных на 2020 год вы можете уточнить у дежурного юриста.

Статья 4. Определение основных понятий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 4. Определение основных понятий

В настоящем Законе используются следующие понятия:

аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

[3]

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций см. Положение ЦБР от 20 июля 2007 г. N 307-П

АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Термин «аффилированное лицо», широко применимый в российском законодательстве, взят из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или иной зависимости друг от друга. Английский глагол «affiliate» означает присоединять, соединять, связывать.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон 948-1)).

Если на Европе аффилированные компании — это фирмы, зависящие от других, то в российском законодательстве этот термин применяется как к зависимым, так и к преобладающим лицам. Основополагающим признаком аффилированности является способность оказывать влияние на предпринимательскую деятельность.

Впервые в российском законодательстве понятие «аффилированные лица» использовано в нормативных документах: в Положении об инвестиционных фондах и в Положении о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, утвержденных Указом Президента РФ от 7 октября 1992 года №1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В настоящее время эти документы признаны недействующими.

Затем определение аффилированных лиц было сформулировано и более полно раскрыто в Законе 948-1 (было рассмотрено нами выше).

В дальнейшем наибольшее применение категория «аффилированные лица» получила в акционерном законодательстве и законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для целей защиты прав акционеров и общества. Так, в Федеральном законе от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлены (глава 11):

  • особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами;
  • процедура приобретения 20 и более процентов обыкновенных акций общества;
  • определен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах общества.

Понятие об аффилированных лицах содержится также в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Кроме того, бухгалтерский учет также использует понятие «аффилированные лица» — Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утверждено Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года №5н). Информация об операциях между организацией и аффилированными лицами подлежит включению в бухгалтерскую отчетность, если последние контролируют или значительно влияют на деятельность соответствующей организации.

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Наиболее распространенной формой взаимной зависимости аффилированных лиц считаются имущественные отношения, которые основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица.

Договорные отношения между аффилированными лицами (или внутри группы лиц) возникают, когда одна или несколько организаций получают возможность на основании договора влиять на решения, принимаемые другой организацией (организациями). При этом термин «определение решений» подразумевает:

  • установление условий ведения другой организацией коммерческой деятельности;
  • осуществление полномочий исполнительного органа другой организации;
  • иные способы договорного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Кроме того, формой зависимости аффилированных лиц являются родственные отношения.

Следует сказать, что для лучшего определения и понимания использования понятия «аффилированные лица» необходимо весим соответствующий закон. Государственная программа защиты инвесторов на 1998 — 1999 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.07.1998 №785) содержала поручение о разработке проекта Федерального закона об аффилированных лицах – п. 3.2 Программы. Хотя проект был принят, он до сих пор еще остается законопроектом (проект Федерального закона «Об аффилированных лицах»). Принятие указанного Закона позволило бы более точно применять положения об аффилированных лицах.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Читайте так же:  Срок получения паспорта через госуслуги

Аффилированные лица

Аффилированные лица

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится статья 53 2 ГК, которая вводит понятие «Аффилированность»:

Статья 53 2 . Аффилированность

(по состоянию на 01.07.2018)

[2]

← Статья 53 1 . Ответственность уполномоченных лиц
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юр. лица →

В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Комментарий к статье 53 2 ГК

В последнее время (особенно после поручений Председателя Правительства РФ в декабре 2011 и марте 2012 года) широко используется мудреный термин аффилированный, аффилированное лицо, бенефициар. А что же оно означает?

Статья 53 2 ГК содержит отсылочную (бланкетную) норму, включающую в себя только гипотезу, т.е. указание на условия, в которых она действует. Целью данной нормы является легализация использования понятия «аффилированность». ГК не раскрывает ни признаков, ни критериев аффилированности, адресуя участников правовых отношений к закону, не поименованному в ГК.

До введения статьи 53 2 ГК понятие аффилированных лиц содержалось в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», согласно которому аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированный (от англ. аffiliation — соединение, связь) — дочерний; соединенный, связанный.

Такое же по смысловое значение дано этому понятию в статье 53 2 ГК.

Следовательно, аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В случаях, если ГК или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Если организация является участником финансово-промышленной группы, к ее аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Эта новелла ГК РФ является важной, т.к. устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

Согласно статье 53 2 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др.

При этом остается открытым вопрос — кто квалифицирует отношения аффилированности в качестве таковых? Каков порядок квалификации?

Ни Гражданский кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дают. А между тем наличие общего интереса еще не является противоправным (иначе странно выглядела бы, например, новелла ГК о корпоративном договоре). Следовательно, и координация деятельности также не может квалифицироваться как противоправное деяния. Между тем, все понятия, используемые для определения отношений аффилированности, отражают суть одного экономико-правового явления — имущественной, организационно-управленческой зависимости одного лица от другого.

В статьях 10 — 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» содержатся лишь запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. А в других статьях этого же закона (к примеру в пп. 17 ст. 4), содержатся составы правонарушений с указанием характера действий, в некоторой степени — характера вины, последствий деяния.

Статья написана и размещена 16 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 09.05.2014, 01.07.2017

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Понятие «аффилированные лица» в системе законодательства Российской Федерации и проблемы его применения

Дата публикации: 07.06.2018 2018-06-07

Статья просмотрена: 1656 раз

Библиографическое описание:

Чумакова О. Т. Понятие «аффилированные лица» в системе законодательства Российской Федерации и проблемы его применения // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/archive/209/51239/ (дата обращения: 10.12.2019).

Читайте так же:  Работа консультантом табачной продукции

Понятие «аффилированные лица» введено в оборот в Российской Федерации достаточно недавно. Так, первое упоминание об аффилированных лицах содержалось в Указе Президента РФ от 07.10.1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». Несколько позже в 1998 г. статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» было введено легальное определение понятия «аффилированные лица». Следует отметить, что вышеназванный Закон РСФСР действует и по настоящий день именно в части ст. 4, закрепляя определение понятия аффилированности. Само же определение нисколько не видоизменилось с момента его введения в оборот. Следует разобраться, насколько оправдывает себя такая «статика».

Во-первых, рассматриваемое понятие закреплено в законе, регулирующем антимонопольные правоотношения. Так, например, в действующем в настоящее время Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», аффилированные лица упоминаются лишь в ст. 6. По своей сущности и значимости понятие аффилированности более соотносится с гражданско-правовыми правоотношениями в сфере корпоративного права. И находит свое применение преимущественно в данной сфере.

Во-вторых, на практике возможны случаи фактической аффилированности, не предусмотренной законом (перечень категорий аффилированных лиц в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г., является закрытым). Чем в таком случае следует руководствоваться судам при разрешении спорных вопросов: исключительно буквой закона или же фактическими обстоятельствами?

Видео (кликните для воспроизведения).

До 2012 года судебная практика складывалась неоднозначно. Одни суды выносили решения, опираясь исключительно на положения законов, другие же учитывали фактические обстоятельства дела, усматривая в отношениях лиц признаки аффилированности. Решение данной проблемы было предложено Конституционным Судом РФ, который в своем Определении от 01.11.2011 г. № 1486-О-О, вынесенном по жалобе гражданина Сатарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями п. 1 ст. 81 и п. 1 ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» указал, что при вынесении решения арбитражные суды не должны ограничиваться лишь формальным применением установленных законодательством условий, они должны учитывать и оценивать всю совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В дополнение к этому, адаптируя понятие «аффилированных лиц» к современным условиям, 22.03.2012 г. было издано Постановление Президиума ВАС РФ № 14613/11, в котором говорилось о том, что «для целей применения положений п. 1 ст. 81 Закона об обществах статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются ни для физических лиц, по отношению к которым устанавливаются аффилированные лица, ни для самих аффилированных лиц».

Следует отметить, что конкретизация положений, относящихся к аффилированным лицам, была осуществлена на уровне рекомендаций «высоких» судов, а не на законодательном уровне.

В-третьих, рассматривая такое основание признания лиц аффилированными как «принадлежность к той группе лиц, к которой принадлежит это юридическое, физическое лицо», можно отметить множество пробелов, «недоработок» законодателя.

Само понятие «группа лиц» содержится в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Условно, по изложенным в п. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признакам, физических и юридических лиц можно разделить на 2 группы:

– группа, образованная на основании связи лиц с самим обществом;

– руппа, объединяющая несколько групп на основании наличия в каждой группе единого члена.

Группа, образованная на основании связи лиц с самим обществом, может основываться на контроле (п. п. 1–3, 5,6 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» или на иных основаниях (п. 4, 7 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Группа, объединяющая несколько групп на основании наличия в каждой группе единого члена представлена п. 8 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В свою очередь данный вид группы лиц можно разделить на два подвида:

Особый интерес представляет основание признания лица аффилированным по п. 7 «физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры». Сложность заключается в том, что в объективно складывающиеся связи вмешиваются субъективные отношения. Законодатель четко определил перечень лиц, наличие родственных связей с которыми обуславливает отношения аффилированности. На практике часто суды вынуждены выходить за рамки, очерченные законом, поскольку фактически аффилированные друг другу лица, находясь в родственных, близких отношениях используют пробелы законодательства для совершения взаимовыгодных сделок. Так, Определением Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2018 г. по гражданскому делу № 40–60987/15–18–264 Б аффилированными друг другу признаны должник по оспариваемым сделкам и конечный приобретатель имущества, который является должнику зятем. Тем самым суд установил отношения аффилированности по фактическим обстоятельствам, выйдя за рамки, очерченные законодателем.

Также, может наблюдаться и косвенная аффилированность — «аффилированность через третьих лиц».

При этом могут наблюдаться следующие связи между лицами, входящими:

– в группу лиц с лицом, входящим в группу лиц юридического лица.

– в группу лиц с лицом, в группу лиц которого входит лицо, входящее в группу лиц с юридическим лицом.

Помимо вышеназванных проблем наблюдается и ряд других, связанных с недостатками правовой регламентации рассматриваемой категории. Так, аффилированные лица, используя имеющиеся пробелы в законодательстве, могут, например, манипулировать ценами совершаемых сделок, манипулировать участниками корпораций и т. д.

Недостатки правовой регламентации, способствовали внесению 05.03.2014 г. законопроекта № 465949–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (об определении аффилированных лиц и признании утратившим силу Закона РСФСР № 948–1 от 22 марта 1991 г.). Данный законопроект был зарегистрирован и направлен на предварительное рассмотрение в профильный комитет Государственной Думы. Ответственным комитетом было принято решение о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы (дата события не определена). Суть данного законопроекта сводится к тому, чтобы внести изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дополнив его ст. 4 п. 23. А также дополнить данный Федеральный закон № 135-ФЗ ст. 9.1, в которой были бы перечислены аффилированные лица юридического лица и аффилированные лица физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Причем перечень таких лиц идентичен перечню, содержащемуся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1.

Читайте так же:  Порядок выдачи сертификата соответствия

Интересно, что несмотря на то, что законопроект был внесен в 2014 г., он и по настоящее время не был рассмотрен и принят Государственной Думой даже в первом чтении. Учитывая то, что его суть сводится к тому, чтобы перенести существующие нормы из Закона РСФСР № 948–1, который действует только в части одной статьи, устанавливающей понятие и перечень аффилированных лиц, в действующий Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не внося каких-либо изменений в содержание нормы, то можно с полной уверенностью утверждать, что данный законопроект не сможет решить существующих проблем в правоприменительной практике. Представляется, что изменения в законодательство должны быть внесены в несколько ином виде, в частности внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, что приведет к исключению из антимонопольного законодательства, не свойственного ему понятия.

Подытоживая вышесказанное, заметим, что, понятие «аффилированные лица» имеет свое четкое легальное определение, закрепленное в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. № 948–1. Однако это определение несовершенно и требует доработки, изменений, поскольку аффилированные лица, используя существующие пробелы законодательства в регламентации их правового положения, совершают экономически выгодные для них действия, попирая интересы третьих (заинтересованных) лиц.

Аффилированность

Это способность одного из участников сложившегося хозяйственного оборота воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Первое упоминание понятия аффилированность в законодательстве РФ возникло в законе «Об АО» от 26.12.1995 г. Однако осталось нераскрытым определение непосредственно аффилированных лиц. Лишь в 1998 году в ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» было дано точное определение того, кто входит в число аффилированных лиц.

Понятие принципа аффилированности юридических лиц

В ГК России понятие аффилированность появилось с законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым введена в действие новая норма (ст. 53.2 ГК РФ). Положения этой статьи устанавливают единое регулирование такого понятия, как правовая и экономическая взаимозависимость лиц: аффилированности и контролирующего лица. В ней факт аффилированности определен юридическими признаками и существующими фактическими обстоятельствами.

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированность, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости.

Здесь предполагается наличие как имущественных, договорных, организационных, так и родственных отношений. Часто встречаемой в правоприменительной практике формой зависимости аффилированных лиц на сегодняшний день являются имущественные взаимоотношения, построенные на участии субъектов в уставном капитале конкретной компании (юр. лица).

Договорные отношения, между аффилированными лицами, как правило, возникают при появлении у одной или некоторого числа организаций, возможности, учитывая условия договора, влиять на решение, которое принимает сторона (юр. лицо.) В этом случае под влиянием на принятие решений подконтрольной стороной подразумевается:

  • Возможность установления каких-либо условий, определяющих возможность и динамику ведения другой компанией предпринимательской деятельности.
  • Возможность реализовать полномочия исполнительного органа стороннего юрлица.
  • Возможность осуществлять проверки юр. лица.
  • Другие способы договорных взаимоотношений субъектов хозяйствования.

Как уже указывалось выше, одной из форм зависимости активированных лиц признаются родственные отношения.

Также положениями п. 6.1 ст. 45 ФЗ N 14-ФЗ «Об ООО», лицо может признаваться аффилированным исходя из существующих требований законодательства РФ.

Наличие вышеуказанных законодательных норм обязывает аффилированных лиц общества уведомлять письменно общество о факте принадлежности долей либо их части не позже 10 дней с момента их приобретения, если их наличие определяет права лиц, касаемо распоряжения 20 % и более от всех голосов.

Также предполагается ответственность аффилированного лица перед обществом при возникновении последствий (ущерба) по причине не предоставления им необходимой информации.

Лица, которые могут выступать в качестве аффилированных субъектов.

Ими, исходя из законодательных норм, являются физ. лица, а также юр. лица, имеющие определенную степень влияния на деятельность сторонних юридических или физ.лиц. Законодателем определен перечень аффилированных лиц компаний (юр. лиц):

  • Члены совета директоров этого юр.лица, либо другого коллегиального органа.
  • Собственников, и (или) лиц, имеющих в своем распоряжении 20 % и более от всего числа голосов, в которые входят ценные бумаги, акции, доли, вклады, которые образуют уставной капитал этого юр. лица и т. д.
  • Члены коллегиальных ИО, а также тех лиц, которые обладают правом реализации полномочий единоличного исполнительного органа.

Значительно расширяется перечень аффилированных лиц из-за включения в законодательную норму понятия группы лиц, которое раскрывается в статье 4 вышеупомянутого закона.

Акционерное законодательство и Закон «Об ООО» достаточно конкретно применяет категорию аффилированные лица, которая, по мнению законодателя, защищает права акционеров, а также общества. Так в главе 11 Закона «Об ООО» определён:

  • Специальный порядок для совершения сделок, которые осуществляются с аффилированными лицами.
  • Установлена процедура, позволяющая приобретать 20 % и более акций общества.
  • Установлен порядок, на основании которого раскрываются сведения об аффилированных лицах.

Кроме вышеуказанных законодательных норм, понятие аффилированных лиц используется и в положениях по бухгалтерскому учету. Согласно им сведения о производимых операциях между компанией и аффилированными лицами должны включаться в бухгалтерскую отчетность в тех случаях, когда последний контролирует либо может в значительной мере влиять на деятельность конкретного юр. лица.

Критерии и признаки аффилированности юридического лица

Устанавливая признаки аффилированности лица, исходя из положения закона, можно отметить, что они включают в свой состав отношения зависимости, которые складываются между физ. и юр. лицом и непосредственно аффилированным лицом.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм — это способность одного из участников сложившегося хозяйственного оборота воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Общими же признаками лиц, которым присущ фактор аффилированности, можно считать:

  • состав аффилированных лиц;
  • правые основания аффилированности;
  • степень взаимозависимости участников хозяйственного оборота;
  • а также правовую форму, в которой эта зависимость существует.
Читайте так же:  Как избавиться от преследования мужчины

Можно сказать, что аффилированные лица определяются как субъекты отношений, способные в определенной степени контролировать хозяйственную деятельность общества, которые приобрели такую правовую возможность после приобретения какого-либо пакета акций общества, либо в силу существующего должностного положения в обществе либо в силу каких-то других обстоятельств.

Проблемы реализации законодательства об аффилированных лицах

Существование такого рода проблем связано с их недостаточной эффективностью, которая характеризуется достижением определенных целей.

На сегодняшний день акционерное право и законодательство в целом не содержат положений, которые в полной мере создают четкий правовой механизм, обеспечивающий возможность разрешения конфликта интересов возникающего между обществом и контролирующими его лицами, а также способными предоставить субъектам возможность реализации принципов приобретения гражданских прав и обязанностей по своей воле и в своих интересах.

Законодательное определение аффилированных лиц предлагается уточнить

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции) усовершенствованного определения аффилированных лиц. Автор документа – депутат нижней палаты парламента Дмитрий Савельев.

Проектом федерального закона предлагается дополнить ст. 4 закона о защите конкуренции положением, согласно которому аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательство.

Кроме того,закон о защите конкуренции предлагается дополнить отдельной статьей, регламентирующей состав этих лиц. Так, предусматривается, что аффилированными лицами юридического лица являются:

  • члены его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, члены его коллегиального исполнительного органа или лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо вклады и доли, составляющие уставный или складочный капитал;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо вклады и доли, составляющие уставный или складочный капитал;
  • члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов или лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, если юридическое лицо также является ее участником.

При этом аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, согласно законопроекту являются лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное физическое лицо. Документом также предлагается отнести к ним юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо вклады и доли, составляющие уставный или складочный капитал.

Напомним, определение понятия аффилированных лиц содержится на сегодняшний день в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон РСФСР). С принятием закона о защите конкуренции все положения Закона РСФСР, за исключением упомянутой статьи, были признаны утратившими силу. Однако, как отмечает автор законопроекта, некоторые из определений аффилированных лиц, данных в Законе РСФСР, устарели и требуют изменения.

[1]

Кроме того, Дмитрий Савельев считает, что отмена всех статей этого закона за исключением одной, текст которой следовало закрепить в новом законе о защите конкуренции, представляется юридическим нонсенсом. В связи с этим он, помимо упомянутых изменений, предлагает признать Закон РСФСР утратившим силу.

Принятие предлагаемых поправок, как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона, приведет к актуализации и гармонизации существующего российского законодательства.

С полным текстом законопроекта № 465949-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Проблемные аспекты современного законодательства РФ об установлении аффилированности юридических лиц

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Ботанцов Д. В. Проблемные аспекты современного законодательства РФ об установлении аффилированности юридических лиц [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 68-70. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12215/ (дата обращения: 10.12.2019).

В настоящей статье рассматриваются нормы Российского права, устанавливающие аффилированность юридических лиц, и даётся оценка их содержанию. Кроме того, автор поднимает вопрос о необходимости реформатирования данных норм и предлагает установить более широкий и конкретный перечень условий признания компаний аффилированными.

Ключевые слова: аффилированные лица, доктрина срывания корпоративной вуали, материнская организация, холдинг, основания аффилированности, подконтрольное лицо, ограниченная ответственность

Переход к рыночным отношениям, произошедший в конце прошлого века в России, кардинально изменил всю отечественную экономику, введя в неё не только новые принципы и методы ведения хозяйства, но и большое количество новых субъектов. В частности, в отечественном праве появилась такая новая организационно-правовая форма как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Эти новые для России субъекты хозяйственной деятельности сразу же приобрели колоссальную популярность, причём, как в малом, так и в крупном бизнесе. Во-первых, регистрация ООО — довольно простое и быстрое действие, не требующее глубоких юридических познаний, большого количества участников и каких-либо крупных денежных затрат (по сравнению, например, с регистрацией акционерных обществ). Далее, участники ООО несут именно ограниченную ответственность по обязательствам общества, то есть отвечают лишь в пределах своих вкладов. Наконец, минимальный размер уставного капитала ООО составляет всего лишь 10 000 рублей, что также делает регистрацию подобных юридических лиц очень простой.

Читайте так же:  Как подтвердить родство с наследодателем

Встаёт вопрос о том, как это можно сделать. Законодательство РФ содержит некоторые нормы, предусматривающие ответственность материнских компаний по обязательствам дочерних: «учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица» (ст. 56 ГК РФ); и «дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества)» (ст. 105 ГК РФ) [2].

Вообще об аффилированности российские юристы впервые заговорили в 1995 году в связи с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах», который, однако, не содержал в себе конкретного разъяснения данного термина. Только в 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» была внесена соответствующая поправка, установившая понятие аффилированности. Так, данный закон понимает под аффилированными лицами физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность [4]. После дефиниции идёт дополнительный абзац, который устанавливает что аффилированными лицами юридического лица являются следующие субъекты: член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; собственники данного юридического лица; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; и т. д.

Далее по тексту закона становится понятно, что в целом перечень признаваемых аффилированными лиц довольно широк; так, вообще необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом, и не важно, какие именно это могут быть отношения: имущественные, договорные, родственные, или иные [5].

В гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) ранее предполагалось включить обширную норму, содержащую различные основания признания юридических лиц аффилированными. Более того, перечень подобных оснований должен был быть открытым, что несомненно позволило бы более адресно применять данную норму к каждой конкретной ситуации, и не ставило бы заинтересованное в выявлении аффилированности лицо в какие-то жёсткие рамки — требовалось бы лишь доказать любое проявление взаимозависимости организаций. Конкретно п. 4 ст. 53.2 ГК РФ в редакции проекта предусматривал необходимость доказывания наличия фактической возможности влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий. Кроме того, дополнительная статья должна была предусматривать возможность установления аффилированности между лицами судом — даже в случае отсутствия перечисленных в законе оснований, в ситуациях, когда фактическая возможность влияния какого-либо лица на эту фирму будет доказана [6].

Однако эта идея провалилась: не без вмешательства определённых заинтересованных в этом лиц, данная новелла так и не была принята. В ГК РФ, правда, появилась ст. 53.2 об аффилированности, однако она содержит лишь один абзац, отсылающий нас всё к тому же закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Так, этот абзац предусматривает определение отношений связанности (аффилированности) в соответствии с вышеупомянутым законом, в случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от её (аффилированности) наличия [2]. И хотя нельзя не согласиться с тем, что в целом изменения корпоративного законодательства, произошедшие за последние годы, были направлены на защиту интересов не только обществ с ограниченной ответственностью, но и третьих лиц [7, с. 31–32], конкретно после введения ст. 53.2 ГК РФ ясности в проблеме установления аффилированности не прибавилось — по сути, появилась лишь ещё одна отсылочная норма.

Возможно, решение законодателя, что отечественные предприниматели пока не готовы к такому масштабному обновлению положений об аффилированности, которое изначально предусматривалось проектом ГК РФ, было верным, и подобная реформа действительно могла бы сильно сказаться на российском бизнесе в целом. Однако это не значит, что реформирование законодательства в данной области вообще не нужно — наоборот, установление более конкретных и широких признаков аффилированности представляется нам очень актуальной проблемой. Выявлению аффилированных лиц могло бы способствовать применение аналогии права, когда суд, основываясь только на общих принципах права, таких как обеспечение восстановления нарушенных прав кредиторов, мог бы признавать общества зависимыми исходя из понятия справедливости, внутреннего убеждения и общего смысла гражданского законодательства [8].

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам представляется, что внести некоторую ясность в вопрос признания судами аффилированности могло бы подробное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ; кроме того, ныне существующую ст. 53.2 ГК РФ можно было бы дополнить второй частью, устанавливающей открытый перечень оснований признания юридических лиц взаимосвязанными, позволив таким образом заинтересованным лицам самостоятельно добывать и предоставлять в суд любые, имеющие, по их мнению, значение, факты, которые могут подтвердить наличие этой взаимосвязи. Так или иначе, ныне действующие нормы российского законодательства об аффилированности, на наш взгляд, никак не отвечают существующим реалиям, и требуют определённой корректировки и существенных дополнений.

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  2. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  4. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
  5. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
Аффилированное лицо определение по закону
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here